Здравствуйте, новый посетитель!
Сейчас 19.04.2024 22:45:16
 
Ходите ли вы на ландшафтные выставки?
Хожу на все доступные, мне это интересно
Бываю, но без фанатизма
Считаю пустой тратой времени
Я в этих выставках участвую
Челси рулит! Только эту выставку признаю

Мои настройки
Регистрация
Карта WEBСАД в Московской области (392)
Карта WEBСАД в Ленинградской области (93)
Поздравляем с днем рождения
Правила регистрации и участия
FAQ - ЧАВО (часто задаваемые вопросы)
Поиск по сайту

АРХИВ ФОРУМА WEBСАД

Восточный сад. Вода и камень в саду
 

История японской усадьбы

В этой теме сделана попытка свести воедино теоретический материал, изложенный в темах сайта, посвящённых японским усадьбам, и на основании этого материала представить себе историю развития японских усадебных садов.

takedo
Санкт-Петербург
28.09.2017
01:39:39

1

«Эпоха мира и спокойствия» - Хэйан-дзидай

В 794 году начался четырёхсотлетний период Хэйан (794 – 1185), по праву названный Золотым веком японской культуры и характеризующийся активным влиянием китайских философско-религиозных и эстетических представлений на исконную культуру японцев. Искусство светских садов этого периода ознаменовалось появлением и развитием стиля, самым непосредственным образом связанного с архитектурным дворцовым стилем синдэн-дзукури. Название стиля – синдэн («святилище», «храм»), данное по названию главного корпуса, говорит о его связи с древними святилищами предшествующих эпох.
В VIII веке был издан ряд указов, регламентирующих строительство усадеб и обязывающих аристократов строить свои жилища в соответствии с нормами китайской архитектуры. В частности, дома должны были иметь черепичную кровлю, а также крашеные колонны и стены. Тем не менее, в стиле синдэн-дзукури проявились чисто японские черты, от которых далеко не все хотели отказываться. Прежде всего, это композиция усадьбы, строения которой, вплотную примыкая друг к другу, располагались в форме букв «Н» или «П», словно обнимая боковыми галереями сад и составляя с ним единое целое.
Сад с водоёмом и усыпанной гравием площадкой с трёх сторон был окружён строениями, благодаря чему им можно было любоваться не только из дворца, но и из боковых галерей, и из располагавшихся на берегу водоёмов павильонов. Там находился свайный «Павильон для рыбной ловли», где ловили рыбу, любовались луной или снегом. К этому павильону причаливали прогулочные лодки.
Через всю усадьбу проходил ручей, впадавший в водоём и снабжавший его проточной водой. Камни ручья вставали на пути воды, которая, волнуясь и пенясь, издавала мелодичное журчание. Если на участке имелся бьющий из земли ключ, он становился источником воды и создавал ощущение прохлады жарким летом. В саду сажались цветущие деревья и травы, оттенявшиеся зеленью сосен. Там были слива, вишня, глициния, керрия, азалия, дейция городчатая, клёны, бамбук, пятиигольчатая сосна. Из трав – померанцы, гвоздики, горечавки, вьюнки, ирисы, аир. Справа и слева от широкой лестницы, ведущей главное здание, часто сажались два цветущих дерева.

takedo
Санкт-Петербург
28.09.2017
13:43:58

2

Продолжение.
В усадьбах чётко прослеживаются два основных элемента стиля синдэн, пришедшие из прошлого: обширный пустой двор, засыпанный галькой, и помост для ритуальных танцев, устанавливаемый на площадке двора во время праздников. Всё это – и площадка, и помост, и танцы удивительно напоминают обряд вызывания Аматэрасу из грота. Богиня появилась только после того, как боги собрались на Равнине Высокого Неба у грота, а Небесная Богиня Отважная, Амэ-но-удзумэ-но микото, опрокинув у двери грота пустой котёл, пришла в священную одержимость и в полном неглиже стала отплясывать на нём, грохоча ногами.
Да и в самих садах имелись каменные композиции – напоминание о лесных святилищах древности - ивасака. Чудесные сады в стиле синдэн прекрасно гармонировали с киноварью окружавших их построек и в сочетании с яркими одеждами дам и кавалеров представляли собой необыкновенно живописную картину.
Особого внимания заслуживают маленькие сады, примыкавшие к Сисиндэн справа и слева, сады цубо. Они сыграли огромную роль в формировании и чайных садов, и садов при матия - домах горожан, и в формировании облика современного японского сада, особенно в городской среде. В связи с цубо вспоминаются строки Уильяма Блейка:

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка.

В цубо формировали чуть всхолмлённый ландшафт и воссоздавали атмосферу полей, сажая цветы и деревья, ароматом своим привлекающие насекомых. У дамских покоев обычно росли павлония или глициния. Но были и другие цубо – предвестники сухих садов. Впоследствии сады цубо стали создавать и внутри помещений, превращая их в элемент интерьера.
В цубо формировали чуть всхолмлённый ландшафт и воссоздавали атмосферу полей, сажая цветы и деревья, ароматом своим привлекающие насекомых. У дамских покоев обычно росли павлония или глициния. Но были и другие цубо – предвестники сухих садов.
Впоследствии сады цубо стали создавать и внутри помещений, превращая их в элемент интерьера.

takedo
Санкт-Петербург
28.09.2017
13:45:25

3

Продолжение 2.
В обиходном значении цубо - единица измерения площади, равная 3,3 кв. м. Это не значит, что площадь сада цубо должна быть именно такой. Она может быть и больше, и даже меньше. Это слово взято для того, чтобы подчеркнуть малые размеры сада. Но почему именно цубо? Ведь есть и другие единицы измерения площади, даже более мелкие. Дело в том, что слово цубо многозначно, и при упоминании о нём у человека, знакомого с его значениями, возникают ассоциации, зачастую весьма далёкие от садов. В частности, оно означает некое вместилище: кувшин, мешок и вообще - замкнутое пространство. Примечательно, что в просторечье мать называют о-фукуро, «мамаша», что в буквальном переводе означает «уважаемый мешок». Цубо входит в состав слова цубонэ - помещение придворной дамы. Может быть, в связи с этим сад цубо считается в Японии женской территорией, в отличие от чайного сада, где хозяин – мужчина. По крайней мере, был. Присутствует в этом слове и терапевтический аспект, поскольку цубо называются точки на теле, используемые для лечебного прижигания полынью (мокса-терапия).
Таков сад цубо, внутренний садик, окружённый с четырёх сторон постройками или оградой. Нечто чрезвычайно неофициальное, почти интимное, где не существует проблемы посторонних. Это укромное местечко, доступное только своим, где человек может отдохнуть от окружающей суеты в уединении или среди близких ему людей, проникаясь красотой природы, врачующей душу.

takedo
Санкт-Петербург
27.10.2017
13:46:15

4

takedo, меня привлекла такая мысль (я позволила себе немного переставить слова, но, надеюсь, не исказила существо самой мысли):
Особого внимания заслуживают сады цубо. Впоследствии их стали создавать и внутри помещений, превращая их в элемент интерьера. Цубо сыграли огромную роль в формировании в формировании облика современного японского сада, особенно в городской среде. Они появились в качестве садов при матия - домах горожан, а также в виде чайных садов.
Но были и другие цубо – предвестники сухих садов.


Мысль о передаче идеи цубо, так сказать, в будущее через века мне показалась очень интересной в том числе с точки зрения ее доказательности. Ведь цубо в Хэйане существовали в аристократическом синдэне примерно до 12 века, а потом как бы исчезли и вдруг вновь появились в матия во времена Эдо (что, как минимум, уже 17 век).

Меня интересует ваше мнений относительно механизма передачи этой идеи через века, учитывая, что о существовании аристократических садов нам удалось узнать исключительно из живописи, в реальности их не было.
Не кажется ли вам, что эта передача идеи происходила именно через монастырские цубо (в виде цубо-карэсансуя)? Ведь именно монастыри приняли от синдэна эстафету в развитии японского сада начиная с 12 века.
Такой вот вопрос.
О чайном саде - вопрос будет отдельный.

матрона
Москва
02.11.2017
08:35:58

5

[4]матрона, Да, этот провал в несколько столетий, действительно, интересен. Неужели только в монастырях этого периода сохранился, пусть и в сухом (а может, не в сухом тоже?)этот маленький уютный садик? Верится с трудом, хотя никакой информацией по этому поводу не обладаю. Да и монастырскими (дзэнскими) сухими садами не занимался, поскольку отношусь к ним с неким мистическим благоговением. Очень там всё сложно во всех смыслах.
Тем не менее, мне кажется, что разрыв в 500 лет, (огромное время!) для светских цубо можно сократить, хотя бы до четырёхсот. Ведь матия появились в 16 веке, когда простолюдинам в Киото начали отводить под строительство домов узкие длинные участки земли. Дома, строившиеся на них (матия), были обращены узкими фасадами в сторону улицы. Из-за своей формы они назывались «норы угря». И как же там без садика! Как правило, в передней части участка размещались лавки, мастерские и жилые помещения, а в глубине устраивался тот самый цубо.

takedo
Санкт-Петербург
02.11.2017
10:37:24

6

takedo, [5] а почему верится с трудом-то?
В монастырях цубо были? были. Монастыри - это ведь следующий этап развития ЯС после синдена? так и есть. На мой взгляд, здесь вполне реально могла состояться передача идеи.
Далее. Поскольку монастырский сад не умирал никогда, то как раз отсюда идея цубо и могла быть продолжена дальше.
Я не утверждаю, что этому есть реальные свидетельства. (Правда, мы их и не искали.) Но я предполагаю, что так могло быть.
А как еще при таком временном разрыве?
Какова тогда ваша версия?

матрона
Москва
02.11.2017
13:58:42

7

[6] матрона, Разумеется, цубо передавались через монастыри. Тоже не могу ничего утверждать, но хочется сказать через монастыри в том числе. С трудом верится потому, что в Японии, как и в других странах, не могло не образоваться одновременно двух потоков - сакрального и светского. Разумеется, связанных друг с другом. С большими садами так и произошло, но почему не с цубо? Неужели они вдруг исчезли из жилых усадеб на целых 500 лет? Ведь эти монастыри существовали не в другом измерении. Миряне часто посещали монастыри и видели монастырские цубо. Уверен (пока бездоказательно) что эти цубо были не только сухими. И миряне не переняли этой идеи? Высокопоставленные чиновники, старое поколение которых ещё жило в синдэн-дзукури, вдруг забыли о существовании этих во всех отношениях привлекательных садиков? Это странно.
Если такое случилось, объяснение может быть только одно - изменение архитектурного стиля. Но по моему, этого не достаточно для исчезновения цубо из светских усадеб.

takedo
Санкт-Петербург
02.11.2017
16:48:52

8

Светский сад в Японии? Да был ли вообще такой?
Уже в Хэйане, да и в Наре, он уже не был светским. Просто не могу себе представить, чтобы императорский сад в эти времена не нес идей, связанных с синтоизмом. Хотя бы синтоизма. "Хотя бы", потому что очень быстро там появились идеи и даосизма, а потом уж (тоже, кстати, довольно рано) и буддизма.
Соответственно вела себя и вся аристократия. Можно говорить конечно о том, что они сплошь и рядом ханжествовали ввиду своего неуемного гедонизма, но это уже другой вопрос.

матрона
Москва
02.11.2017
19:40:32

9

[[8] матрона, в посте [7] сказано "Разумеется, связанных друг с другом". Нести религиозные идеи ещё не значит быть сакральным. Вся культура средних веков во всех странах была пронизана религиозными идеями, в том числе и те аспекты культуры, которые относились к светским. Как, впрочем, во многом и сейчас. Разумеется, чёткого разграничения не было и нет. И всё же осмелюсь Рёандзи назвать скорее сакральным, чем светским садом, а сад, скажем, солепромышленника Нодзаки - скорее светским, чем сакральным. Может, для простоты изложения опустить слово "скорее", как само собой разумеющееся?

takedo
Санкт-Петербург
03.11.2017
12:49:02

10

takedo [9], разрешите не разрешить вам пользоваться словами, как удобно в данный момент. Одним из синонимов сакрального является религиозное. И смысл сакрального постигается в противопоставлении профанному, т. е. низкому, бытовому, но никак не родственному, высокому, религиозному.

Но дело-то как раз в том, что будь оно сакральное или религиозное с одной стороны, или несакральное и нерелигиозное, профанное , низменное и/или светское - с другой, мы-то с вами имеем дело с Японией. А в японской нашей стороне не делают различий между высоким и низким. И если мы имеем дело с усадьбой, с усадебным садом, то там сакрально-религиозное смешано и перемешано с низменным и светским. Это уж аксиома.

И как раз очень неудачный ваш пример с усадьбой и садом Нодзаки как нельзя лучше демонстрирует это. Ибо торговец солью создал сад в своей светской усадьбе отнюдь не для пустой забавы. Он (сад) пронизан святым духом его личного божества - бога соли, которому он и молился, так сказать, не отходя от своей низменной кассы:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6300/1...

Точно так же любой самый-самый что ни на есть живописный и мало-дзэнский японский сад, как и самый-самый что ни на есть маленький-малюсенький цубо несет в себе большую или маленькую религиозную идею (она же, по здравому смыслу и по своему филологическому определению, и есть сакральная).

Да и вся эта ваша филология просто уводит разговор в другую сторону, не дает намека на способ передачи идеи цубо через века. А главное-то как раз и состоит в выяснении вопроса об историческом развитии такого вида ( типа?) сада, как цубо. Светская ( или полу-светская) усадьба тому виной? или все-таки монастырь? Меня это очень интересует. А вас?

И поэтому еще один близкий вопрос, а именно о связи цубо Хэйана с чайным садом 15-17 века. Мне интересно, в чем вы видите родство этих садов? Не хочу подталкивать вас к удобному для себя ответу. Но вдруг он подтвердит одну мою теорию.

матрона
Москва
04.11.2017
06:32:57

11

[10] матрона, с монастырями история цубо связана бесспорно, но об этом Вы лучше расскажете сами, я плохо разбираюсь в монастыря. А вот по поводу того, что происходило с цубо вне монастырей, в этом "плывущем мире", кое-какая информация имеется.
В 16 веке, после непрерывных войн годов Онин, когда Киото был почти полностью разрушен, началось его восстановление. При этом, как было уже сказано, простолюдинам отводились под строительство домов узкие длинные участки земли. Дома, строившиеся на них (матия), были обращены узкими фасадами в сторону улицы. Из-за своей формы они назывались «норы угря». Как правило, в передней их части размещались лавки, мастерские и жилые помещения, а в глубине устраивался маленький садик «цубонива», к которому вдоль всего дома вела узкая дорожка {208639}. Для хозяев этот садик был истинным оазисом среди переполненного города, привносившем в него дыхание природы. При желании его можно было использовать и для проведения чайных церемоний.
Сад цубо, облюбованный ещё аристократами Хэйан, в чайных садах XVI века разделился на две части: передний цубо (омотэ-но цубо-но ути) и боковой цубо (ваки-но цубо-но ути). В то время как передний цубо, являвшийся прекрасной средой для чайной церемонии, играл роль «убежища отшельника среди города», боковой цубо выполнял конкретную функцию организации тя-но ю в соответствии с её основной целью. Это хорошо видно по плану участка Сакайясики мастера чайной церемонии Такэно Дзёо(1502 ~ 1555){208640}. Вдоль одной из сторон тясицу там проходила галерея - энгава, перед которой располагался передний сад, слева же (на плане – справа) примыкал боковой цубо. Оба цубо образовывали самостоятельные замкнутые пространства, а за стеной высились сосны.

takedo
Санкт-Петербург
05.11.2017
10:44:40

12

Продолжение
В то же время боковой цубо представлял собой оконечную часть длинной дорожки, которая тоже называлась родзи, но записывалась другими иероглифами. Она вела от входа на участок и служила преддверием чайной комнаты - тясицу. Если передний цубо служил для созерцания, то боковой – для прохождения через него по пути на чайную церемонию. В боковом цубо имелось три входа – выхода. Родзи шла к главному входу, с противоположной стороны располагался служебный вход, а в средней части дорожка вела на энгаву, где находился вход в тясицу. Эта дорожка, ведущая гостей через боковой цубо в тясицу, послужила основой для появления идеи прохождения через чайный сад. Ещё несколько лет – и оба цубо будут объединены в один чайный сад – родзи, сад «росистой земли». На подобных крошечных территориях, полтора татами передний цубо полтора – боковой, начинался процесс становления чайного действа, пережившего века.

takedo
Санкт-Петербург
05.11.2017
10:46:30

13

takedo, знаете чего в этом рассказе мне не хватает? Идеи.
Японский чай это не чайку попить.
Как в этом дизайнерском проекте с идеей? как из цубо появилась и развивалась идея японского чая и чайного сада?
Буду ждать ответа...

... а я тем временем надеюсь успеть подготовить вам подарочек. Вы будете рады понять, как идея цубо из вашей светской усадьбы была передана следующим поколениям...

матрона
Москва
05.11.2017
11:16:10

14

[13]Цубо изначально, с Хэйан, служило местом отдохновения от житейских забот, местом избавления от стрессов. Недаром одно из значений слова "цубо" - точка в иглоукалывании или массаже. Этот маленький уединённый садик был прекрасным материалом для превращения в такой же маленький уединённый чайный сад - родзи, место, призванное выявлять истинную природу человека, сердце которого освобождено от мирской пыли. Однако идейное наполнение этого "горшка" (ещё одно из значений слова "цубо")по мере его превращения, лучше всё же, наверное, искать на монастырской кухне.
Кроме того, не нужно упускать из виду, что обычный садик цубо сам по себе мог служить объектом для медитации, для чего в нём отводилось особое место. В связи с этим раскрывается главная метаморфоза сада цубо: он - для созерцания, родзи - для прохождения.

takedo
Санкт-Петербург
06.11.2017
10:14:50

15

takedo, [14] кухня это как-то слишком, но все остальное мне очень понравилось. Мне понравилось. Я услыхала самое главное, от чего можно оттолкнуться.
Как цубо, так и чайный сад это место, призванное выявлять истинную природу человека, сердце которого освобождено от мирской пыли.

Вот! это та самая идея отшельничества, которая пронизывает всю историю японского сада от Хэйана до Нового времени. Идея - вот, что способно проникнуть сквозь века, соединить их между собой, в том числе в сугубо практическом виде. До сих пор мы представляли себе отшельнический сад как эпизод в развитии японского сада. А если разобраться, то на самом деле это сквозная идея, пронизывающая всю его историю. Если принять во внимание японский интровертивный характер, то, на мой взгляд, это очень японская идея. Цубо - это маленькая капля, в которой отражается все необъятное море японского сада.

Но знаете, оказывается, цубо пришло к нам из Хэйана и в своем первозданном, с том самом практическом виде. Любопытно при этом, что оно проявилось в смешанной светско-религиозной ипостаси.
Мы забыли о том, что уже в Хэйане появился особый вид "усадьбы", кстати, в англоязычном варианте это estste. Это жилища аристократических особ , отошедших от дел, те самые рикю, которые в юридическом смысле утвердились только в 17 веке. Но фактически они существовали уже тогда. И тогда, и в более поздние времена эти усадьбы сами по себе уже были местами отшельнической жизни своих хозяев. Именно тогда впервыепосле их смерти они стали превращаться в буддийские монастыри.

Это усадьба-рикю царедворца Фудзивары Митинаги (впоследствии монастырь Бёдо-ин 平等院) в Удзи.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...
Это также единственный сохранившийся со времен Хэйана комплекс построек, принадлежавший отошедшему от дел императору Сага (786-842 гг.) на озере Осава (Киото, Арасияма), впоследствии буддийский монастырь Дайкаку-дзи 大覚寺.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...
Поскольку дом императора Сага был построен с стиле синдэн-дзукури. то в нем имеется и цубо того времени.

Идея отшельничества - это то, что соединяет старинные хэйанские усадьбы, в том числе усадьбы-рикю, как с цубо, так, согласна, и с самурайским чайным садом. На определененом этапе она была сохранена в монастырском варианте. Эта же идея дожила и до чайных садов городской интеллигенции Нового времени. Недаро эту идею старалисьтак или иначе сохранить и в названиях этих садов.

Так я представляю себе идею отшельничества в японских садах, и роль цубо в ее развитии.

матрона
Москва
07.11.2017
01:22:56

16

[15] матрона, Хорошо сказано. Приведу пару цитат из Амасаки Х. Устройство чайных садов, перекликающихся с затронутой Вами темой, хотя и связанных с конкретным вопросом стрижки растений:
"Возникла потребность в специальном способе стрижки и для родзи, «родзи сукаси». «Генеральной линией» родзи является создание «убежища отшельника посреди города», полного ощущения естественности, что непосредственно связано с тонким пониманием мастерства «сукаси», достойного родзи".
"«Генеральной линией» родзи является создание «убежища отшельника посреди го-рода», полного ощущения естественности, что непосредственно связано с тонким пониманием мастерства «сукаси», достойного родзи".

takedo
Санкт-Петербург
07.11.2017
11:38:35

17

[15] матрона, И ещё от туда же: "Не следует забывать, что стремление к отображению постоянно изменяющейся природы берёт своё начало, скорее всего, в идее «убежища отшельника среди города».
При реализации этой идеи тщательно изучалась возможность единения человека и природы. Тем самым словно указывался путь, которому должны следовать современные сады, руководствуясь важнейшим тезисом о симбиозе человека и природы в условиях города.
И будущее наследие, которое должны оставить современные японские сады, не станет ли оно новым «убежище отшельника посреди города», родившимся в результате непрестанного появления свежих творческих решений?"

takedo
Санкт-Петербург
30.05.2018
11:57:51

 
В начало
 
2017
матрона: Геопластика японского сада 31
websad: Усадьба солепромышленника Нодзаки в Курасики 35
Hattivatit: Зимовка сформированных хвойных 22
матрона: Почему у нас не получается японский сад? Принципы построения японского сада 267
Ехидна: Небольшой водоем, растения, окружение 56
матрона: Из моего любимого 20
Carnikava: Японский сад под строевыми соснами 31
Марта69: Как правильно обустроить водоем? 22
Yaroslaw555: Аквариумные рыбы в пруду 7
websad: Выращивание лотосов 15
websad: Философия восточного сада 75
Flor-Ka: Лужайка с холмами и прудом в японском стиле 118
матрона: Японский сад по полочкам 310
Centurion: Японский язык для садовода 89
SLA: Берег декоративного пруда 20
В начало
Энциклопедия декоративных садовых растений Каменистый садик
Рейтинг@Mail.ru
Администрирование сайта - E
Дизайн и программирование - ZX
© WEBСАД® 2006-2024. Все права защищены.
При использовании материалов
ссылка обязательна