Мне показалось, что начавшееся обсуждение проблем малого японского сада цубо может представлять интерес для многих. Это не только специфика и символика такого сада, не только его идейная, но и сугубо практическую направленность, которая буквально взывает к владельцам небольших "закуточков" на своих участках, тех кусочков земли, которые имеются теперь у многих домов, в застройках столь типичных для современных таунхаузов. Интерес к этому саду может быть связан и с озеленения интерьеров домов.
Но не пойдем ли мы дальше, вглядываясь и развивая его возможности? Не подаст ли он и другие идеи для тех, кто захочет создать свой сад в тесном содружестве со своим домом?
Мне кажется, что мы могли бы обсудить многие как теоретические, так и практические вопросы создания такого малого японского сада в отдельной теме.
После статьи takedohttp://www.websad.ru/articles.php?code=402
захотелось мне получше познакомиться с таким типом сада как цубо. Рассматривала картинки, и вдруг возникла мысль, что сады эти в какой-то степени можно соотнести с разными типами японских садов. Каждый цубо, независимо от времени его создания, напоминает либо чайный сад, либо дзенский, а в некоторых, при желании, можно даже увидеть черты садов Хэйана. Возможно, я ошибаюсь, но вот несколько примеров, которые мне показались интересными.
Цубо, которые напомнили мне сады эпохи Хэйан: {153248}, {153249}, {153250}
А эти цубо похожи на ранние дзенские сады, расположенные в горах: {153251}, {153252}, {153253}
Сухие дзенские сады:
{153254} - Renchiin Temple, создан к 750-летию со дня смерти великого воина Kumagai Naozane. {153256} - Ryogin'an Temple, сад Sigemori Mirei. По словам автора, данный сад является воплощением легенды о том, как основательно храма, Fumon Mukan, был оставлен в дикой местности больным ребенком, и когда на него напали волки, две собаки, белая и черная, спасли его.
{153257} - Tokaian Temple – семь камней расположены на относительно прямой линии. Интересно, что концентрические круги распространяются в бесконечность от самого маленького камня в центре композиции. Магический смысл заключается в том, что такое небольшое пространство как бы олицетворяет собой Вселенную.
{153258} - Zuihoin-Temple – «Сад спокойного сна». Автор, Sigemori Mirei, говорил, что вдохновением к созданию этого сада послужил факт, что основатель храма, Otomo Sorin, был христианским даймё. Крест сформирован семью камнями на белом песке так, что это скрыто в их диагональном расположении.
{153255} - Ryogen-in Temple
А здесь я увидела те тайные сады, о которых говорила матрона, :
{153259}, {153260} - Nishimura-Residence. О нем удалось прочитать следующе: "трех-ярусная ступа перед входом как бы начинает сад изнутри. От входа можно видеть каменные статуи, персонажей корейской национальной литературы. Шестиугольный каменный фонарь периода Камакура, около стены – каменный Будда периода Nambokucho и чаша для воды сделана из части камня «священной пагоды»". Последнее - не очень понятно. Что это за часть камня "священной пагоды"?
{153261} - Kodaiji Temple, тоже напоминает мне тайный сад, хоть и нет в нем фигурок.
Чайные сады (их большинство): {153262}, {153263}, {153264}, {153265}, {153266}.
А этот сад напоминает мне парк в миниатюре: {153267}.
Ну и модерн, сад-цубо Miyazaki – в стиле испанского патио: {153268}.
Все написанное выше - результат только моих ощущений. Было бы интересно узнать мнение других :)
Nigma, очень интересное исследование видов цубо-нива.
Действительно, каждый хозяин, или автор того или иного садика в этом стиле имеет возможность воссоздать в миниатюре основные черты многих других типов садов. Но все же не всех, как мне кажется. Как раз с трудом представляю себе обширные сады Хэйана или сады даймё 17 века. Уже сам размер цубо спорит с такой попыткой.
Зато ощущение чайного или буддийского тайного сада, или дзэнского карэсансуй действительно передается весьма успешно.
Не буду утверждать, здесь свое слово скажет takedo, но мне кажется, что цубо по своей природе призван передать символ японского сада как такового, в его самых типических чертах, в концентрированном, сжатом виде.
Ведь совсем не случайно, что в наших западных умах образ японского сада чаще всего ассоциируется именно с маленьким садом. А это - цубо.
Nigma, меня тоже привлек садик в доме семьи Нисимуры. Любопытно, что в этом саду, который, как оказалось, был построен совсем недавно, хозяин действительно попытался воссоздать образ старого сада при буддийском монастыре. В комментариях к нему говорится о тех приемах, которые были здесь использованы для того, чтобы сад казался светлее, больше и старше - и все это, как я понимаю, именно для того, чтобы создать ощущения присутствия в настоящем древнем монастырском саду.
Высота типичной для монастырей стены в этом цубо {153260} была уменьшена, что было сделано из понятных соображений о достижении необходимых пропорций. Кроме того, это дало возможность сделать сад светлее и зрительно больше, чем позволяют размеры цубо.
Мысль о древности сада подчеркивается на только присутствием статуи будды, ступы, тедзубати, но и старого дуба.
И конечно особое внимание привлекает этот древний сосуд для омовения - тёдзубати, поскольку э не что иное, как типичное митатэ, т. е. использование в японском саду старой вещи в новой функции. Автор вновь проявляет присущее японцу уважение к старине.
Что касается происхождения этого тедзубати, как части ступы, то как раз этот момент становится абсолютно понятен и прозрачен, если только вспомнить вид такой пятичастной буддийской ступы, где второй снизу элемент символизирует собой стихию воды. http://www.onmarkproductions.com/asse...
[2] Nigma, матрона, чудесные фото и чудесные комментарии. Об их авторах я уж и не говорю. Только вот о садах Хэйан в цубо хотелось бы кое что добавить.
Как верно было замечено, "цубо по своей природе призван передать символ японского сада как такового, в его самых типических чертах, в концентрированном, сжатом виде". Но что такое "японский сад как таковой"? Создавая сад, автор всё равно придерживается определённого стиля. Один из этих стилей представлен в садах Хэйан. Реально ли использование его в цубо? Тут возможны два подхода - формальный и эмоциональный. При первом подходе в сознании всплывают основные признаки такого сада - обширный размер, пруд с прогулочными лодками и т. п. Нечего и говорить, что сделать это невозможно и никто, конечно, этого не имел в виду.
Остаётся второй подход - эмоциональный, когда человек раздвигает сёдзи, и лишь один возглас: "аварэ!" - говорит обо всём. Не в этом ли заключалась главная ценность садов для чрезвычайно эмоциональных жителей древней столицы? И разве не вызывает подобного чувства восхищения этот садик {153250}? И эти опавшие лепестки рододендронов... чем не "печальное очарование вещей"!
Есть ещё один момент. В эпоху Хэйан одновременно существовали как крупные сады, так и сады цубо. Естественно, что в садах цубо мог воспроизводиться только стиль садов Хэйан. Корейцы ушли в прошлое, а других ещё не было.
[5] матрона, Весьма примечателен ещё и вот этот сад {153257}. Обратите внимание, что самым главным в нём оказывается самый маленький камень. Прекрасная иллюстрация стремления японцев к минимизации в самых различных сферах жизни (опять вспомнилось кавай!), имеющего самые глубокие корни. Не говоря о практической необходимости (тесно им там на островах, да и стихия постоянно мучает)надо заметить, что все положительные герои японской мифологии - маленькие, а все плохие - большие. И маленькие всегда побеждают больших. Есть даже исследование на эту тему корейского учёного О-Ян Ли, которое в английском издании озаглавлено "Чем меньше, тем лучше" - O-Young Lee,The Compact Culture.The Japanese Tradition of "Smaller is better".
матрона, [2] - конечно, размеры садов я не брала в расчёт и говорила больше об эмоциональной составляющей (takedo, спасибо :)). Но тут дело не только в восприятии красоты. У меня возникают стойкие ассоциации, связанные с тем или иным типом сада. Вот Хэйан у меня ассоциируется с райским островом; храмовые сады – это мох, бамбук, замшелые камни; сухие сады – в ними все понятно :); чайные сады – цукубай, дорожка, калитка. Вот с Эдо я пока не определилась, поэтому, возможно, только одна картинка вызвала у меня образ того времени, и то достаточно спорный. Не говоря уж о том, что чайные сады входили в состав тех садов, а значит, скорее всего, цубо так и остались "roji-style".
Элисса, [3] - точно утверждать не буду, но у меня этот садик находится в книжке по цубо, автор – японец. Кстати, в этой же книге говорится, что цубо периода Хэйан были довольно «просторными» :)
Очень впечатлила зимняя фотография на этой подборке: http://muso.to/teienn-matuotaisya.htm Хоть и вода не застывшая, хоть и ясно, что не так уж там холодно, но у меня возникла ассоциация с потрескавшейся землей, заиндевевшими скалами. Очень люблю зимние фотографии японских садов!
takedo, [6] - интересно, что у нас в сказках всегда побеждали богатыри )) Наверное, это связано еще и с тем, что сами японцы маленького роста?
Nigma, [8] да, согласна, что цубо, умом понимаю, но всё ещё нахожусь под давлением стереотипов )))
можно попробовать вставить в поисковую строку название статьи "АРХЕТИПИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РАЯ И ЕЁ ПРОЧТЕНИЕ" , первая ссылка - искомая статья ))
Лично меня продолжат занимать проблема малого сада в Японии, который сейчас совершенно не случайно возник в виде цубо. Меня впечатлили возможности цубо не только с точки зрения его эмоционального содружества с японским жилищем и иногда очевидной, а чаще кажущейся простоты исполнения. Я вдруг поняла, что такой сад несет в себе огромный потенциал создания символа японского сада. Гораздо больший, чем думала вначале .
После разъяснений takedo[4] и особенно после того, как я повнимательней изучила происхождение одного из садов цубо, я вдруг поняла, что для цубо под силу аккумулировать в себе абсолютно любую идею, заложенную в саду практически любого времени и любого размера. И как раз дело прежде всего не в размере прототипа .
Совершенно справедливо Элисса пишет [3], что этот сад {153249} Сигэмори Мирэй создал явно под впечатлением от садов Хэйяна и даже Нары. Далее она засомневалась, а цубо ли это? К счастью, у меня под рукой оказалась одна из книг любимого Мидзуно Кацусико по садам цубо, где есть фотография и этого сада при храме Мацуноо.
Таким образом, разрешая сомнения Элисса, можно утверждать, что этот сад
относится к цубо, поскольку находится в замкнутом пространстве между постройкаи монастыря, и вопреки моим собственным прежним представлениям [2]следует, что в данном случае цубо вмещает в себя идею хэйанского сада развлечений, которая впоследствии многократно будет обыграна и в обширных прогулочных садах 17 века, и в публичных парках 19 и 20 веков.
Вывод напрашивается сам собой: пространство сада-прототипа, который положен в основание цубо, имеет подчиненное значение. Цубо обыгрывает саму идею такого сада и превращает ее в символ.
По существу извилистый ручей в саду Мацуноо - это не тот кёкусуй, который когда-то был местом пьяных упражнений знати Хэйана в стихотворчестве, никому в голову не придет делать это здесь. Здесь цубо воплощает идею хэйанского сада развлечений на примере кёкусуй, Напоминает нам о нем, превращается в его символ.
Вопрос о сжатии пространства остается как бы в стороне.
Хотя конечно стоит еще раз подивиться гению художника, которому на малом кусочке земли, зажатом между галереями монастыря, удается обмануть зрителя, и вернуть его на обширное поле, где собиралась большая толпа людей, чтобы посмотреть на эту изысканную пьянку. Со времен даймё к участию в ней стал допускаться и простой народ.
И какая красота!
Off Но нам самим кажется становится тесно на просторах этой теме:)) Как учил классик, чтобы искать союзников и объединяться, не пора ли размежеваться? Я бы еще поговорила о цубо, позадавала бы вопросы
матрона, [10] согласна, согласна, что это цубо ))) Мне тяжеловато было совместить цубо и Мирэй Сигэмори, хотя и понимаю, что не права. А поговорить, тем более о цубо, всегда за )))
В связи с нашим разговором вспомнила уголок в саду Angela :) Вот где, как мне кажется, пригодились бы идеи этих садов! Как раз там небольшая площадь, закрытость практически со всех сторон, да и тенистость этого уголка играет на руку. Вот только беседок я в таких садах не видела. Но ведь, наверное, небольшую беседку можно рассматривать как "площадку для наблюдения", одну из сторон закрытого садика?
Или я ошибаюсь, и есть беседки в цубо?
Nigma [12], после того как Сигэмори соорудил там извилистый ручей, я поверила в безграничные возможности цубо. Впрочем, давайте подождем, что скажет takedo.
Когда я увидала это цубо http://www.websad.ru/pic.php?imgname=... , то в голову сразу пришло здание Университета связи, которое находится буквально перед окнами моего дома. Многочисленные ниши крыльев этого конструктивистского сооружения затянуты унылыми газончиками, покрывающимися по весне одуванчиками, и дополнены живой изгородью, по которым иногда проходятся торопливые и неумелые ножницы.
Nigma, Ирина, я хочу очень маленькую беседку:). Просто, помнишь, мы решили, что с двух сторон это место будет огорожено глухим забором, на который я прикреплю еще забор из тростника (уже купила, дома лежит), с третьей стороны (с торца) там будет забор из бамбука с калиткой из него же, а четвертая сторона закрыта домом. То есть это будет полностью закрытое место. В связи с чем я не могу не поставить там лавочку, чтобы хоть где-то можно было спокойно посидеть, закрывшись от вездесущих соседей:). А эту лавочку я хочу с трех сторон огородить стенами и сделать крышу, то есть и получится как бы маленькая беседка.
[15] Angela, цубо - такой же сад, как все остальные, только маленький. Он живёт по тем же принципам, что и большие, и в нём можно помещать всё, что можно помещать в большом саду, если влезет. Главное, чтобы композиция была гармоничной. Японцы не ставили там беседок, т. к. у них, как правило, были выходящие в сад галереи.
Я так и поняла, я читаю темы с самого начала, просто пока нечего было сказать:).
Но беседку все равно буду делать, в любом другом месте меня видно от соседей и это раздражает. Вообще, для нас, которые делают у себя "японские уголки", главное - не переборщить. Если честно, мне не очень понравился садик {153260}. На мой, абсолютно дилетантский взгляд в этом вопросе, он слегка перегружен. Хотя я понимаю, что, вероятно, здесь все имеет какой-то смысл. Но мне гораздо больше нравится {153257}. Правда, если я сделаю нечто в этом роде, мой муж меня не поймет, он согласился мне помогать (то есть все сделать под моим руководством) только потому, что ему просто интересно самому сделать некотоые детали.
[17]насчёт перегрузки согласен. Во всяком случае, на таком участочке два фонаря и два тёдзубати - перебор. Может быть, они были чем-то дороги хозяину, и он не мог ни с одним из них расстаться?
Насчёт мужа тоже согласен:).
Angela, [15] - так я только за! :) Весь вечер искала беседки в цубо. Нашла, во-первых, лавочку: {153345}. А во-вторых, хоть беседки, как таковой, не увидела, зато есть нечто, очень на нее похожее: {153348} (слева). Ну и еще две фотографии, на которых подиумы-скамейки, которые вполне могли бы быть неким подобием беседки: {153346}, {153347}.
[17] - согласна с мужем, т. к. цукубай не только интересно делать, от него потом еще не оторваться :) Мы сами в этом году сделали, так я постоянно около него сидела. Но и тебя понимаю, т. к. меня сады камней с некоторых пор завораживают. Причем, раньше такого не было :)
[19] Nigma, насчёт завораживания. Зам. директора нашего бот. сада, мужчина лет 40, не занимавшийся специально Японией, побывал там в командировке. В Киото его отвезли по знакомству в какой-то закрытый частный сад. Там он пережил состояние, которое его поразило. Они сидел на галерее с теми, кто его привёз и с хозяином и смотрел на сад. Очнулся он от того, что его трясут за плечо. На несколько минут он полностью отключился от окружения, не слыша даже, что к нему обращаются. Был только сад.