Здравствуйте, новый посетитель!
Сейчас 19.03.2024 14:01:06
 
Ходите ли вы на ландшафтные выставки?
Хожу на все доступные, мне это интересно
Бываю, но без фанатизма
Считаю пустой тратой времени
Я в этих выставках участвую
Челси рулит! Только эту выставку признаю

Мои настройки
Регистрация
Карта WEBСАД в Московской области (392)
Карта WEBСАД в Ленинградской области (93)
Поздравляем с днем рождения
Правила регистрации и участия
FAQ - ЧАВО (часто задаваемые вопросы)
Поиск по сайту

АРХИВ ФОРУМА WEBСАД

Восточный сад. Вода и камень в саду
 

Символика восточного сада

Восточный сад полон символов. Мне хочется продолжить эту тему и попытаться разгадать эти тайны.

матрона
Москва
05.10.2012
10:34:31
Поиск по теме >>


Показывать по постов

1

Не помню уже в какой теме Nigma задала вопрос о дракончиках у воды в храмах. Немного просветилась. Как оказалось, эти дракончики имеют определенное отношение и к садовой теме.

Хорошо известно, что в чайном японском саду обязательно имеется очень важное место, где посетители должны пройти процедуру, даже обряд, очищения. Это сооружение из камней и каменной чаши с водой, которая называется тёдзубати手水鉢, а все сооружение именуется цукубаи 蹲踞.
Цукубаи (фото Валерия) http://img-fotki.yandex.ru/get/4611/1...
http://pds.exblog.jp/pds/1/201102/11/...
Тёдзубати http://upload.wikimedia.org/wikipedia...
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...


Этот обряд уходит корнями в синтоизм. И в синтоистском храме тоже имеется такое специальное место, предназначенное для очищения перед посещением святого места. Оно называется тёдзуя или тэмидзуя 手水舎.
http://userdisk.webry.biglobe.ne.jp/0...
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...
Тэмидзуя может охраняться неким мифическим существом, часто водным (земноводным) гадом, лягушками, дракончиком, или даже каким-нибудь другим важным зверем. И тогда к нему должно проявить особое почтение - поклониться, лучше дважды, до и после омовения, полить водичкой. Со временем тэмидзуя переместились и в буддийские храмы, а в затем в виде цукубая пришли и в чайные сады, появившиеся там в 15-16 веках.

Дракончик при тэмидзуя
в Камакуре
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...

в Фудзиёсида
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...

И еще не знаю где. Но очень понравился:
http://f3.fsm.wikidi.com/aq/aa/mf/191...

Лягушки в синтоистском храме Футами Окитама Дзиндзя (префектура Миэ), широко известном еще из-за "супружеской пары" в виде двух камней, скрепленных одной веревкой http://www.youtube.com/watch?v=pC-PcH-r6DQ
Ну не могу я пройти мимо этой супружеской пары Мэото Ива http://upload.wikimedia.org/wikipedia...

А здесь на тэмидзуя при осакском синтоистском храме Сумиёси Тайся примостился зайчик http://guide-wisteria.cocolog-nifty.c...
Дело в том, то этот храм посвящен легендарной императрице Дзингу Кого, о которой известно, что она после смерти своего мужа воцарилась на троне в год зайца, где-то в период между 150 и 400 годами. Историки спорят, когда именно это было. Кстати, императрица эта была очень воинственной. С ее именем связывают успехи в войнах с Кореей. И каждый раз, когда Японию одолевали милитаристские настроения, эта императрица оказывалась у нации в большом почете. Перед второй мировой войной ее почитали в качестве богини боевых искусств. Равно как и ее сына, который был канонизирован и считался богом войны Хатиман. Ему в Японии тоже посвящен целый рад храмов.
http://en.wikipedia.org/wiki/Hachiman_shrine

Художник 19 века Ёситоси Цукиока увидел эту императрицу в самом центре среди великих женщин японской истории (она в зеленом одеянии) http://www.sinister-designs.com/graph...

матрона
Москва
05.10.2012
22:34:52

2

матрона, вот что меня очень давно интересовало, так это разница между цукубаи и тедзубати. Где-то встречала мнение, что тедзубати располагается вплотную к зданию (дому), а цукубаи - в саду. Как-то не убедительно. Читала, что тедзубати - это большая (прямоугольная) чаша, а цукубаи - маленькая круглая. Тоже не находила подтверждений. Поэтому, если можно, хотелось бы уточнить: сама чаша называется тедзубати? В любом варианте? А цукубай - это чаша + бамбуковые желоба + резервуар + камни рядом? Так?

Nigma
Москва
06.10.2012
20:26:23

3

Сначала не поняла по поводу связи Мэото Ива и лягушек )) Потом нашла вот эту страничку:
http://otvet.mail.ru/question/79531744/
А здесь есть фотография, на которой меняют веревку, которая весит больше тонны:
http://sabantica.com/528

Nigma
Москва
06.10.2012
20:32:16

4

Nigma, [2] спасибо за вопросы, потому что именно такие вопросы заставляют каждый раз усомниться в знаниях и доискиваться до самой сути.

Пришлось начать все сызнова. Что обнаружилось на этот раз?
Во-первых, приходится констатировать, что в настоящее время оба названия цукубаи и тёдзубати употребляются как синонимы, вперемешку, без особого внимания и к тому, как устроено то или иное это важное в японском саду сооружение, и к тому, что собственно стоит за японским термином, как он переводится. Эта мешанина происходит, к сожаление, в основном из-за того, что благодаря интернету очень широкое распространение получили вторичные источники.
Между тем в японских источниках все очень четко обозначено.

Что же из них следует?
Сайт по японским садам, раздел о цукубаи:
http://www.mitsuhashi-teien.com/item/tsukubai.html
Википедия: http://ja.wikipedia.org/wiki/%E3%81%A...
Из этих источников вполне определенно можно узнать, что есть что.

Цукубаи состоит из тёдзубати 手水鉢, откуда ковшиком берут воду для омовения, и еще трех других обязательных камней. Справа - камень для сосуда с горячей водой (юокэ иси 湯桶石), чтобы пополнять тёдзубати, когда вода там становится слишком холодной. Слева камень, на который ставят светильник в ночное время (тэсёку иси 手燭石). Наконец. есть и передний камень (маэ иси 前石) на котором собственно и осуществляют омовение, доливают воду в тёдзубати и ухаживают за двумя другими камнями.
В центре между камнями находится суймон 水門 или так называемое море (уми 海 ), куда сливается вода.
Собственно все это можно видеть на той схеме, фотографию которой нам прислал Валерий
http://img-fotki.yandex.ru/get/4611/1...
На этой схеме показан еще один элемент цукубая, это суйкинкуцу 水琴窟, которое появилось благодаря изобретению небезызвестного Кобори Энсю. Японцы любят подобные штучки. Вот толковый и приятный рассказ о нем: http://www.youtube.com/watch?v=enfTsvBCJfA

Часто комплекс цукубаи дополняется каменным фонарем.

Теперь еще об одной любопытной причине того, почему цукубаи и тёдзубати используются как синонимы. Кстати, эта причина имеет непосредственное отношение к одному из аспектов Вашего вопроса. И эта причина связана с глубинными изменениями, происходящими в японской культуре вообще.

В переводе на китайский язык японское название 蹲踞, это утвердившееся название для цукубаи, переводится сидеть на корточках, или сонкё. Кстати, этот же термин используется в боевых искусствах, где обозначает предварительную позицию перед началом борьбы. http://ja.wikipedia.org/wiki/%E3%83%9...
Получается, что основное в цукубаи, как и во всей процедуре омовения, - это положение в приседе, что соответствует смыслу всего ритуала, освященного уважением к нему, почтением, поклонением, восходящим к канонам синто.

Однако время вымывает метафизическую суть из обыденной жизни. Многое из того, что было характерно для чайной церемонии в 15-16 веках, начиная с 17 века стало уходить в прошлое. Скромные крошечные чайные домики-хижинки заменяются представительскими павильонами. Меняется облик чайного сада, в поместьях даймё иногда даже весь его комплекс сводится к некоторому набору довольно помпезных элементов. 19 и 20 века подхватили эту тенденцию.

В этом процессе цукубаи перемещается поближе к чайному павильону, чтобы было удобно высоким гостям пользоваться им. Размеры тёдзубати увеличиваются, подгоняются под размеры высокой веранды (энгава), подчеркивается его внешняя красота всего, как и все, что сопряжено теперь с процессом чаепития вообще.

Такой цукубаи теперь называют энсаки-тёдзубати (縁先手水鉢 тёдзубати перед верандоой) или еще более выразительно кадзари-тёдзубати (飾り鉢前декоративный горшок).
Вот как это выглядит теперь
http://img.pics.livedoor.com/011/3/3/...
http://tomoka.img.jugem.jp/20120529_2346175.jpg
http://img.pics.livedoor.com/012/2/0/...
http://userdisk.webry.biglobe.ne.jp/0...
http://pds2.exblog.jp/pds/1/200512/04...

Формально все сооружение продолжает быть тем, чем было и раньше - это цукубаи. Часто даже и весь набор необходимых камней присутствует там. Однако весь смысл цукубаи свелся к демонстрации красоты камня, из которого сделан тёдзубати. И сам цукубаи по существу свелся к нему.
Мне было интересно узнать это...

матрона
Москва
08.10.2012
11:25:15

5

Прошу прощения:
тёдзубати в стиле декоративного горшка 飾り鉢前 называется кадзари-хатимаэ

матрона
Москва
08.10.2012
12:36:01

6

матрона, спасибо, теперь мне ясно, в чем различие. Кстати, на последних фотографиях (энсаки-тёдзубати) вода ниоткуда не течет. Нет даже бамбукового желоба. На всех, кроме одной. Получается, что воду туда нужно все время подливать?

"Сонкё" - это только для сумо? Вроде бы в дзюдо такое слово не используется?

Nigma
Москва
10.10.2012
11:43:44

7

матрона, я тут встретила упоминание о дракончиках :) Оказывается, они вообще напрямую связаны с водой, и чуть ли не с самого начала. Ниже привожу кусок этого текста (частично, в разных темах, многое из него уже упоминалось).
Даосские мифы оказали сильное влияние на японский сад. Идея острова бессмертных, вера в четырех священных животных, каждый из которых находится на своей стороне света, оказали огромное влияние на организацию пространства. На востоке Зеленый Дракон следит за текущей водой, на юге Красный Феникс летит над низиной, на западе Белый Тигр правит большой дорогой, а на севере Черный Воин (черепаха, вокруг которой обвилась змея) царствует над высотами. Эта концепция пространства определяла принципы построение городов, а также резиденций живых и мертвых. В соответствии с этими топографическими принципами, сад должен был иметь поток текущей воды на востоке, низину на юге, дорожку на западе и горы на севере. Если эти условия были соблюдены, четыре божества присутствовали в саду и обеспечивали защиту самого места, а также гарантировали счастье, здоровье и долголетие хозяину. Но найти местность, которая удовлетворяла бы этим требованиям, было трудно. Таким образом, три кипариса, посаженные на севере, заменяли холмы на севере, а семь кленов на западе заменяли дорогу. (Дорога должна была вводить в заблуждение внешних злых духов, которые заводятся на севере, особо зловещем направлении). Все, что, таким образом, оставалось сделать в саду – направить текущий поток с востока на юго-запад и вырыть пруд на юге.
Будь то небольшой источник, водопад, ручей или пруд, вода являлась доминирующим элементом в садах для развлечения в Японии. Киото – город, окруженный с трех сторон горами, сильно страдает от летней жары. Таким образом, вода хоть чуть-чуть помогает облегчить удушающий зной. Кого-то освежит звук небольшого водопада или журчание ручья. Кто-то будет кататься в крытых лодках, носы которых украшались или головами Дракона, или Фениксами с распростертыми крыльями. Пруд будут дополнительно оживлять карпы и утки, а когда наступит ночь, светлячки и поющие насекомые возвестят об освобождении от жары.

Nigma
Москва
21.10.2012
20:21:25

8

Можете закидать меня тапками, но по - моему, Nigma сейчас изложила основные положения фен - шуй, относящиеся к принципам организации пространства. Только я познакомилась с этими принципами фен - шуй в книге, автор которой - китаянка.

dar-red
Москва
23.10.2012
20:49:08

9

dar-red, сказал А - скажи и Б.
Феншуй - так феншуй:))

Лично я не стану переделывать своё жилье. Но вполне могу себе позволить прочитать, что такое по феншую Черная Черепаха, Зеленый Дракон, Белый Тигр и Красный Феникс :
http://fanfenshui.ru/fen-shuj/chernay...

Только на мой взгляд феншуй взял всю эту символику из даосизма, это самое близкое в историческом смысле. Откуда тот ее почерпнул? Когда-то читала о буддийских(индуистских? тибетских?) корнях этой системы мироздания. Теперь не припомню:(( Жаль, не владею китайским:((

Вот интересная китайская картинка со всеми упомянутыми зверями и сущностями:
http://pic.pimg.tw/mygod0328/497e5bfe4a8af.jpg
А это Зеленый дракон по-китайски: http://pic.pimg.tw/mygod0328/497e5bff263a7.jpg
Белый тигр http://pic.pimg.tw/mygod0328/497e5b4b81d58.jpg
Черная черепаха, как и положено, обвитая змеей http://pic.pimg.tw/mygod0328/497e5bffcc073.jpg
А вот и сам красный феникс http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:AN...

А это тот китайский источник , который рассказывает подробно об этих делах и который, увы, я не могу перевести квалифицированно. Подождем Элиссу.
http://mygod0328.pixnet.net/blog/post...

dar-red, Nigma, все это очень интересно. Спасибо, что навели на эту информацию.

матрона
Москва
24.10.2012
05:27:20

10

матрона, Вы переоцениваете мои возможности :)))
http://etno.environment.ru/news.php?id=131

Элисса
Москва
24.10.2012
10:35:01

11

dar-red, зато как легко японцы все это замещают. Трудно найти холмы - посадили кипарисы, дорожку заменили кленами :)
матрона, Элисса, интересно, а почему черепаха идет в паре со змеей? Есть в этом какой-то смысл?
Еще мне показалось интересным, что дракон связан именно с водой. Казалось бы, морская черепаха должна быть на его месте, а дракон как раз подходит на роль воина, царствующего над высотами. Кроме того, как раз позже черепаха, как правило, символизировала желание познать глубину мироздания, в отличие от журавля, который стремится ввысь.

Nigma
Москва
24.10.2012
15:06:54

12

Элисса [10], спасибо, но в этом источнике про эту священную четверку ничего не нашла:(( Думаю, что искать надо не в феншуе.
Nigma [11], да и я тоже хотела бы узнать обо всем этом.
Встречала я где-то эти схемы восточной космогонии. Буддизм был там. Индию надо вопрошать, Индию!!!
Просто я надеялась, что китайцы проговорятся:))

матрона
Москва
24.10.2012
16:24:15

13

Индийский собрат феншуя именуется "васту" (вастушастра). Это восстановленная в новейшее время система, опирающаяся на сведения, почерпнутые из одной из частей вед, именуемой "Аттхарваведа". К сожалению, пока мне не удалось найти перевод Аттхарваведы на русский. Встречались только фрагментарные переводы на английский.
Смысл индийского подхода заключается в том, (в меру моего скромного понимания), что любое пространство не анизотропно. Более того, оно одушевлено, и каждая сторона света, будучи подчинена своему ведическому покровителю, обладает своими свойствами, и оказывает различное влияние на человека. Согласно васту, любое пространство - это тело первочеловека Пуруши, его голова, руки, ноги, корпус. Для иллюстрации этой мысли существует замечательная картинка. Кроме того, каждая часть света ( плюс диагональные направления) посвящена своему ведическому патрону. Соответственно этот патрон отвечает за определенные сферы деятельности человека, например, кто - то отвечает за сферу духовного роста, кто - то за сферу финансов и накопления богатств, другой за сферу семьи, третий за сферу связи с предками и т. д. Поэтому различные направления сторон света благоприятствуют своим видам деятельности.
Кстати, в тех руководствах по васту и фен - шую, которые я прочла, на первых страницах была высказана мысль, которая мне очень понравилась. Авторы этих книг рекомендуют не относится к всему, изложенному в их сочинениях, как к догме, а руководствоваться в первую очередь здравым смыслом и собственной интуицией. Только когда интуиция молчит, а соображения здравого смысла не позволяют выбрать однозначного решения, можно в качестве подсказки воспользоваться знаниями, которые даёт изучение этих двух геомантических систем.

dar-red
Москва
24.10.2012
19:59:39

14

dar-red, любопытно! Очень! Спасибо!
А я кажется добралась до этой схемочки:)) с четырьмя главными точками, четырьмя сезонами, четырьмя мифическими небесными животными, пятью человеческими чувствами.
И да! все это связывается-таки с феншуем! Опять же и про сад- кресло имеется ...

Источник более чем надежный. Это наш Nitschke , c. 32-37. Текст самым удачным образом дополняет и разъясняет сообщения Nigma и dar-red.


К сожалению, без вашей помощи не обойтись:)) Нужно переснять схему, которая имеется и на китайском, и на русском языках.

матрона
Москва
25.10.2012
03:41:48

15

матрона, нужна моя помощь, я правильно поняла?
В сообщении я говорила о ведической мандале, изображающей первочеловека Пурушу, вписанного в квадрат таким образом, что в северовосточном углу оказывается его голова, а поджатые колени образуют северо - западный и юго - восточный углы.

dar-red
Москва
25.10.2012
18:38:46

16

dar-red, спасибо за отклик. Но возможно я сама справлюсь:))
Интересно про этого Пурушу. Перекликается с ориентацией сторон японского сада. Его поза - это и есть "поза в кресле", не знаете?

матрона
Москва
25.10.2012
19:08:33

17

http://www.google.ru/imgres?imgurl=ht...
попробовала дать ссылку на "Васту - Пуруша - мандала", т. е на ту картинку, о которой я говорю. Не сердитесь, если не откроется, я "компьютерщик" ещё тот.
А что такое "поза в кресле"?

dar-red
Москва
25.10.2012
20:02:45

18

[11] Nigma, (извините, с некоторым опозданием), так суть любого фен - шуй, хоть японского, хоть китайского в том, что зная идеальную схему построения пространства, его желаемую структуру, можно несложными приёмами приблизить имеющийся участок к идеалу. Имеющиеся отклонения от идеала исправляются посадкой растений, размещением построек, МАФ и всяких мелких "фенечек", небольшой корректировкой границ участка и т. д. Причём планировочная гибкость (как мне кажется) как у японской, так у китайской и индийской систем примерно одинакова.

dar-red
Москва
25.10.2012
21:05:59

19

Читаю Нитшке.
Углубилась в теорию Юнга.
Коснулась Фрейда.
Вернулась к феншую.
Нитшке мне нравится.
Пока поняла, что у меня ужасно западное восприятие мира. А оно мужское, рациональное. Восточное - интуитивное, женское.
Не знаю, радоваться ли:))

матрона
Москва
26.10.2012
05:17:07

20

Цитата из Нитшке:
... во времена правления императора Тэмму (673–686) в японской столице специально с целью следить за соблюдение правил китайско-японской геомантики (читай феншуя) был создан государственный орган Оммё-рё (Bureau of Yin- Yang).
И далее:
При всех предрассудках, которые в качестве общего фона присутствуют в учении о геомантике, оно несомненно отражает глубокое понимание экологических связей между человеком и силами природы.

матрона
Москва
26.10.2012
06:18:23


Показывать по постов
Поиск по теме >>
 
В начало
 
2012
Элисса: Китайские сады 133
Элисса: Японские сады вне Японии 133
Женек: Альпинарий на юге 8
матрона: Развитие японского сада 109
Nigma: Деревья и кустарники для японского сада 116
Птичка_888: Прудик из ванны 6
SLA: Когда копать пруд: осенью или весной? 23
websad: Сады Южной Кореи 252
Павел97: Пруд и рыбоводство 5
Angela: Маленький участок за домом 60
Зайка: Пруд-новодел из пластиковой формы 34
Nigma: Частный сад Takakazu Nozawa 68
рыбачка: Создание Цубо 143
зима: Вопросы по созданию ручья и водоема 221
catherin: Лягушки в пруду 32
ветка Ростов: Оформление декоративного водоёма 40
websad: Что такое для нас восточный сад? 82
матрона: Опыт расширения пространства в японском саду 88
pafnutii_57: Лотос Комарова 3
Cherolga: Очистка пруда 186
Валерий: Граница по воде 83
матрона: Японский сад малого размера 131
websad: Восточные сады: прошлое и настоящее 186
websad: Красивоцветущие растения в японском саду 290
websad: Япония: люди, язык, образ жизни 123
Lilith: Японский сад в России 286
В начало
Энциклопедия декоративных садовых растений Каменистый садик
Рейтинг@Mail.ru
Администрирование сайта - E
Дизайн и программирование - ZX
© WEBСАД® 2006-2024. Все права защищены.
При использовании материалов
ссылка обязательна