Моё глубокое убеждение, чтобы лучше понять японские сады надо иметь представление и о китайских. Очень боюсь остаться в этой теме в гордом одиночестве (" тихо сам с собою" ...), но вдруг она покажется кому-нибудь полезной или интересной.
В соседней теме http://www.websad.ru/disput.php?code=723814 пост 470 прозвучал вопрос о китайском трактате "Устроение садов". Отвечаю здесь )))
Написал эту книгу в 1634 году садовых дел мастер Цзи Чэн (1582 - 1642 гг) http://www.gardenvisit.com/blog/wp-co...
Начав свою карьеру как художник, Цзи Чэн впоследствии переключился на создание частных садов и создал их немало, но не один не сохранился до наших дней. В конце жизни он решил суммировать свой опыт и знания в книге "Устроение садов" ("Юань Е").
У книги печальная судьба. В Китае она была запрещена через некоторое время после выхода. И китайцы на долгие годы забыли о её существовании. Сохранилась она в Японии, где была переиздана почти сразу же после китайского издания и, по всей вероятности, имела поклонников. Во всяком случае, самые знаменитые японские сады, где использовалась техника "заимствованного пейзажа", подробно описанная в китайском трактате, появляются через несколько лет после выхода "Юань Е". Японцы заново открыли трактат "Юань Е" китайцам в 30-х годах 20-го века. Первый перевод на английском вышел во второй половине 80-х http://www.amazon.com/The-Craft-Garde...
А на русском мы имеем малюсенький кусочек, переведённый этим летом http://magazines.russ.ru:81/inostran/2012/6/c4.html
Для интересующихся выдержки из трактата на английском http://www.gardenvisit.com/history_th...
и ещё несколько слов http://land8.com/profiles/blogs/a-bri...
Элисса, да нет уж, думаю, что про матерь садов японских надо бы знать нам побольше:))
И продолжая начатый разговор об импортированном пейзаже, хочется все-таки понять роль китайцев. Ведь все же у японцев уже был собственный опыт к тому времени. И неплохой. Что ни говори, но Мусо Сосэки, с которого в Японии по существу началась собственная история с использованием заимствованного пейзажа, жил раньше.
матрона, [2] роль китайцев, а точнее одного китайца, на мой взгляд, очень проста. Он просто систематизировал имеющиеся на тот момент знания по вопросу заимствованного пейзажа и дал определение этой технике. Это как с электрической лампочкой - все уверены, что изобрёл её Эдисон. А до этого были работы русских Яблочкова и Лодыгина, и немца Гёбеля. Но Эдисон сделал промышленный образец лампы и запустил её в производство, посему ему "почёт и уважуха". Так и Цзи Чэн запустил в "садовое производство" заимствованный пейзаж. Nigma, всё до обидного просто :) Попал в немилость покровитель Цзи Чэна, и , соответственно, всё то, к чему он имел хоть малейшее отношение :(.
матрона, никто не утверждает, что эти сады "обязаны своими заимствованными пейзажами китайцам", просто созданы они через некоторое время после появления китайского трактата. Все эти сады связаны с Го-Мидзуноо, который был замечен в тесных связях с китайцами, в частности с основавшим обаку-сю Иньюань Лунци (яп. Ингэн), что, как говорится, наводит на мысли .... http://dic.academic.ru/dic.nsf/buddhism/365/обаку
Кстати, вывели из небытия и посадили на трон "Сяккэя" Цзи Чэна сами японцы. Если бы не они, боюсь, о нём мог бы так никто и не узнать. Как Вы думаете - зачем они это сделали?
Я внимательно прочитала рекомендованную Вами статью http://land8.com/profiles/blogs/a-bri...
В ней, в частности, говорится о том, как китайцы увлекались искусственными горками и двухэтажными беседками на них.
Там еще есть вот такой рисунок http://api.ning.com/files/7gb9omX94JI...
Совершенно очевидно, что имея такую приподнятую видовую точку, у нас появляется больше возможностей по заимствованию чужого пейзажа. Ведь при том, что в Японии много перспективных мест для того, чтобы они могли быть использованы в таких целях, японцам и в голову не приходило, что и их количество можно увеличить, и, самое главное, качество вида можно получить совершенно иное.
Вот китайцы и показали им этот новый путь по расширению таких возможностей.
Нет?
матрона, по поводу горок. Сегодня прочитала, что в основе китайских садов "стоят два древних понятия - юанью и линтай. Первое обозначало особую разновидность охотничьих угодий, отчасти нетронутых, отчасти обустроенных человеком. В пределах этих земель императоры часто возводили линтай - массивные, сужающиеся кверху насыпи, позволявшие им подняться ближе к небу и общаться с божественными силами". У меня сразу возникли ассоциации с тем, с чего начинались японские сады - площадка, засыпанная галькой, где обитали божества. Только в Японии это ровная площадка, а в Китае - высокий холм! Элисса, это мне стало стыдно, и я наконец-то открыла свою единственную книгу по китайским садам ))
матрона, [7] да, наверно, облекли знакомый антураж в новую форму. Вы очень хорошо подметили, что нет среднего плана, зато самое главное, на чём хотелось бы сделать акцент в самом фокусе http://www.flickr.com/photos/26869467... Китайский принцип - преподнести природу с самой лучшей её стороны.
И тысячу раз права [8] Nigma, линтай - первооснова всему. Не припомню китайского сада, чтобы не было точки, с которой можно было бы взглянуть на сад с высоты. szergej, даже не дверка, сад и есть идеальный мир :)))
Элисса [10], таким образом получается, что на китайском примере японцы не могли не понять, насколько это выгодно видеть сад с высоты. Но не только. Они повысили и саму видовую точку по отношению к чужому пейзажу, расположив на высоте сам сад. А это позволило делать частью сада совсем уж удаленные пейзажи.
Тогда если даже предположить, что именно китайцы первыми оценили значение высоты для сада, то японцы выступили здесь как талантливые ученики, как минимум не хуже учителей.
Казалось бы, ответ на вопрос, чем различаются китайские и японские сады, совсем нетруден. Очень много таких различий. Но когда я стала размышлять, то поняла, что не так-то легко собрать набор этих тезисов. И особенно трудно попасть в самые важные точки, не зациклиться на мелочах.
В чем заключаются наиболее характерные черты китайского сада?
матрона, тема [12] почти глобальная. Если схематично, то для меня главное отличие китайского сада от японского, его "архитектурность" - различные строения и сооружения играют в китайском саду такую же важную роль как камни, вода и растения, и зачастую под них отводится почти половина территории сада.
Поскольку лучше не скажу -процитирую уважаемого автора:
"Вода была обязательной принадлежностью китайского сада, она символизировала вечное движение, текучесть. Это символ вечности, представленный в системе китайского космоса как непрерывный поток бытия, в который втекают отдельные струи времени (такой образ являет нам пиктограмма этого понятия). Второй образ, неразрывно связанный с водой, это, по выражению В. В. Малявина, зеркало мира, т. е. «воплощение покоя пустоты и неведомого двойника всех образов, хранимого игрой отражения»11. В связи с этим вода должна была быть представлена в саду в двух ипостасях: статичной (водная гладь прудов) и динамичной (водопады, искусственные потоки, ручьи). С точки зрения геомантии стоячая вода обладала способностью накопления животворной энергии ци и передачи ее зрителю, струящаяся же — считалась мощнейшим проводником ци. Умелое сочетание того и другого корректировало энергетический баланс сада, что, по правилам фэн-шуй, влияло на приходящих туда людей.
Вода активно включалась в композиционное решение любого сада. Павильоны и беседки возводились с таким расчетом, чтобы их отражение в воде являло собой целостную композицию, отдельный кадр. Крыши павильонов строились так, чтобы дождевая вода низвергалась с них наподобие водопада. Вода благодаря своим эстетическим свойствам была открыта небесному пространству, создавая некий диалог с небесами. Небо, отражаясь в водной глади, обретало себе двойника, включаясь в игру превращений.
Вода была одним из основных компонентов при построении композиции остальных элементов сада. Но при этом свойственное Китаю сочетание в идее сада философии, эстетики и быта отразилось в том, что водоемы выполняли также чисто практическое назначение: из них брали воду для хозяйственных нужд, их использовали для прогулок на лодках, а также разводили в них декоративных рыбок, созерцание которых поднялось до уровня отдельного искусства, полезного для развития чувствительности.
С точки зрения фэн-шуй, вода была необходимым элементом перед входом в дом. Жилые дома в Китае старались располагать рядом с водоемом. Сад же, который не был ограничен природными и иными факторами, мешающими правильной геомантической компоновке, представлял собой в этом смысле идеальную схему фэн-шуй. Сложная конфигурация изломанных линий мостиков и дорожек через водоемы эстетически была подчинена все тем же требованиям направления циркуляции энергетики ци, исходящей от воды." http://ec-dejavu.ru/g/Garden.html
Можно еще сравнить отдельно сами элементы сады. Например, вода. В Японии ее может заменять отсыпка. А в Китае, по-моему, нет. Камни. В японских садах, в основном, встречаются формы, близкие к природным (скалы), а в Китае предпочитают замысловатые формы (те же тайхуши )). Растения. Да, в Японии тоже встречаются цветущие сады, но это, скорее исключения. Или цветение приходится на определенное время года. В основном же в японских садах присутствует зеленая гамма. В Китае, по-моему, цветущим растениям придается гораздо большее значение.
Вот интересно, есть ли в Китае строгие, дзенские сады? Не обязательно только сады камней, просто сады для расслабления, медитаций, с философской направленностью. Может быть, при монастырях и храмах? И, если да, то чем они отличаются от японских?
Nigma, изначально тайхуши, тоже, были только природными. Но когда настоящие природные камни стало трудно найти, премудрые китайцы научились природе помогать :) Классические китайские сады, также, в основном, монохромно зелёные, цвет появляется в них ранней весной с весенним цветением, или осенью когда окрашиваются клёны. Любой китайский сад - это сад для расслабления, медитаций, с философской направленностью. Беда :))) Где будем искать отличия? Правда, китайцы ещё очень любили сочинять и читать стихи в своих садах, заниматься каллиграфией, живописью, а, иногда, просто гулять, пить чай или что-либо покрепче с приятными людьми.
Вот небольших садов, какие встречаются в Японии при храмах, таких, которые мы представляем, когда слышим слово "карэсансуй", в Китае нет. И, думаю, никогда не было. Похоже, что это явление исключительно японское.
Элисса, насчет природных камней - это я неправильно выразилась )) Скорее - камни замысловатой формы и более грубые. Да, в Китае тоже можно встретить такие камни: http://en.wikipedia.org/wiki/File:Enchoen14n4592.jpg
(Мне они кажутся более японскими).
Но разве в Японии есть такие камни: http://venividi.ru/files/img1/3411/33.jpg
По поводу растений как-то не хочется соглашаться ))) А как же розы, например? Я читала, что их активно используют в китайских садах. Сама лично не видела, конечно, но даже по сказкам про китайских императоров можно судить :) А розы как раз цветут на протяжении лета. Кроме того, по-моему, в китайских садах есть и тюльпаны, пионы, георгины, хризантемы, ирисы, флоксы, лилии. Разве нет?