Здравствуйте, новый посетитель!
Сейчас 19.04.2024 01:14:13
 
Ходите ли вы на ландшафтные выставки?
Хожу на все доступные, мне это интересно
Бываю, но без фанатизма
Считаю пустой тратой времени
Я в этих выставках участвую
Челси рулит! Только эту выставку признаю

Мои настройки
Регистрация
Карта WEBСАД в Московской области (392)
Карта WEBСАД в Ленинградской области (93)
Поздравляем с днем рождения
Правила регистрации и участия
FAQ - ЧАВО (часто задаваемые вопросы)
Поиск по сайту

АРХИВ ФОРУМА WEBСАД

Восточный сад. Вода и камень в саду
 

Мурин-ан - шедевр японского садового искусства Нового времени

Мурин-ан - шедевр японского садового искусства Нового времени.
В этом саду должен побывать каждый, кто попал в Киото. Обожаю иллюзию этого сада. Когда входишь, то сад выглядит огромным. Простор, гуляй - не хочу. А ведь на деле он совсем небольшой. Такова сила искусства гениального Огавы Дзихэя, его создателя...

Переносим посты из другой темы.

матрона
Москва
31.03.2015
10:47:26
Поиск по теме >>


Показывать по постов

1

Уже кажется, что с садом при японском доме мы узнали все что возможно. И все варианты соединения сада с архитектурой представляем себе достаточно хорошо. Можно было бы подвести некоторые итоги.
И все же один случай стоит, на мой взгляд, совершенно особняком. Совсем немного, буквально походя нам пришлось коснуться и его. Но для такого сада, уверена, этого мало.

Там есть несколько самых разных построек - от древнего чайного домика и традиционного японского жилища до серого европейского здания начала ХХ века. Но самое главное, эти постройки даже не то чтобы уживаются с садом, а сад просто не замечает их, он их поглотил и подчинил себе. Иногда вдруг увидишь и удивишься - оказывается, и они тут есть.

Сад окружен со всех сторон многомиллионным городом - но это настоящий необитаемый остров, куда вас занесло совершенно неведомым образом.
Всего 30 соток - и огромный, бескрайний мир. Здесь можно побродить в полях и заблудиться в лесу. Можно очутиться у глубокого озера или у мелководья. Походить по равнине вдоль извивов медленно и лениво текущего ручья или взобраться к горному водопаду. Любоваться просторами далеких предгорий или рассматривать у себя под ногами причудливые корни деревьев, поросшие мхом.

Это Мурин-ан - "приют отшельника", "хижина без соседей", эримтаж.
Творение Огавы Дзихэя. На мой взгляд, лучшее, что он создал.
В Киото рекомендуют посетить около 400 достопримечательных мест. Мурин-ан входит в первую половину первой сотни.

матрона
Москва
17.11.2012
16:28:11

2

матрона, [1] совсем недавно попалась статья, где Мурин-ан, а также Сэйфусо, фигурировали как примеры "уменьшенного" сяккэй (заимствованного вида). Для того, чтобы превратить Мурин-ан в настоящий приют отшельника, посажена плотная кулиса, перекрывающая вид на город, но в то же время подчеркивающая замечательный вид на холмы Хигасияма. Развитие японского сада в современных условиях :(
http://kyoto.asanoxn.com/places/higas...
http://lh6.ggpht.com/_ENau7CTodQE/TKP...

Элисса
Москва
19.11.2012
08:25:49

3

Элисса, именно вид на горы Хигасияма стал решающим аргументом в выборе хозяином сада генералом Яритомо этого места. Конечно в конце ХIХ века Киото еще не был таким оживленным, как сейчас, но все же и тогда это был город со своей суетной жизнью. Если посмотреть на расположение этого участка по отношению к городу и его улицам, то становится особенно хорошо понятно, какая трудная задача стояла перед Огавой по созданию абсолютно уединенного места.
https://maps.google.ru/maps?hl=ru&ie=UTF-8&q=%28%E7%84%A1%E9%84%B0%E8%8F%B4&fb=1&gl=ru&hq=%28%E7%84%A1%E9%84%B0%E8%8F%B4&cid=0,0,6579133297647208264&ei=mT2oUIzMHOWB4AToz4DoAg&sqi=2&ved=0CHcQ_BIwAA

Любопытна форма и конфигурация участка. Это треугольник, острая вершина которого устремлена к Хигасияма. Надо сказать, что соотношение сторон этого треугольника исключительно удачны. 100Х50м - трудно представить лучшие параметры. Уже одно это создавало отличную возможность при относительно небольшой площади получить хорошо удаленную перспективу и глубину сада. Это создает впечатление поистине необъятного простора. Здесь сами эти данные участка выступают в качестве первой и очень важной предпосылки для расширением пространства сада.
http://img-fotki.yandex.ru/get/6600/1...

матрона
Москва
19.11.2012
13:40:01

4

матрона, [3] интересно, такие форма и конфигурация участка Мурин-ан были выбраны специально или диктовались какими-либо объективными причинами?

Элисса
Москва
20.11.2012
07:05:32

5

Элисса, у генерала Яритомо был и другой дом в Киото, а это место он выбирал в качестве собственной дачи и для встречи с своим штабом для обсуждения секретных государственных дел. Напомню эти обсуждения были связаны с подготовкой войны с Россией и интервенции в Юго-восточную Азию.
И это место он выбирал специально с прицелом на такие понятные цели - секретность, скрытность, уединенность. И для удовольствий приглашенных VIP. Последнее, надо сказать, в большом ходу у японцев. Кто имел с ними дело, знает, насколько у них принято совмещать приятное с полезным:))

У генерала была еще одна резиденция, где-то в префектуре Ямагути (если не ошибаюсь), откуда он сам родом. И именно та резиденция якобы являлась прототипом для Мурин-ан. Яритомо страдал ностальгией и хотел, чтобы новая усадьба напоминала ему родные места.

И на мой взгляд именно конфигурация участка очень удачна. Очень часто можно столкнуться со страданиями наших дачников по поводу недостаточной квадратности и недостаточной плоскости их участков. Но именно неординарная форма территории дает, по-моему, дополнительные, часто просто уникальные возможности и преимущества для будущего сада. Мурин-ан - один из примеров.

Однако надо сказать и еще об очень важной причине выбора именно этого места для усадьбы. Дело в том, что оно находилось в непосредственной близости от канала, совсем недавно проложенного в Киото от озера Бива, буквально за 5 лет до того, как начали делать Мурин-ан.
Для Киото это было просто событием века. После того, как столица Японии была перенесена в Эдо, древний Хэйан стал хиреть, превращался в глубокую провинцию, в захолустье. Без внимания со стороны властей и паломников разрушались и умирали древние храмы, приходили в негодность те сады, которые теперь нас так восхищают.
Большое значение это событие имело для всей экономики Киото, в которой всегда не хватало просто бытовой воды, не говоря уж о воде для садов. Город не имел нормальной канализации. Кстати, один из авторитетных специалистов в области японского садового искусства считает, что столь распространенные в прошлом дзэнские сухие сады появились в Киото именно из-за нехватки воды.

С появлением канала в Киото изменилось буквально все. За считанные годы город вновь обретает свой прежний статус культурной столицы страны. Огромнейшее влияние это событие оказало на состояние садов. Мало того, их развитие резко двинулось вперед.
Опять обращусь к мнению авторитета: именно канал от Бива-ко, - говорит он, - принес в японское садовое искусство новый стиль. Речь идет об усадебном малом саде с прудом, чего до сих пор в Японии не было, что появилось именно в Киото, а потом распространилось по всей стране. И с чем мы имеем дело в лице Мурин-ан.

Если вновь обратиться к карте, то можно убедиться, что место для будущего сада было выбрано буквально на берегу канала http://maps.google.ru/maps?hl=ru&cp=3...

Это дало возможность не только запитать будущую систему снабжения сада водой, но и отвести использованные воды в канализацию.
Далее было уже делом техники - создать задуманное детище. Правда, для этого надо было, чтобы за дело взялся Огава Дзихэй.

Прибавляю материалы по каналу. Там есть прелюбопытные фотографии
http://www.japannavigator.com/2007/04...

матрона
Москва
20.11.2012
13:40:05

6

Основное внимание в усадьбе Мурин-ан уделяется саду. Ему отведена и бОльшая ее часть. И это при том, что здесь также имеются совсем не маленькие постройки.

Японский дом как традиционная постройка занимает довольно большую площадь - около 400кв. м. Дом, сделанный в западном стиле, гораздо меньше, но и под него уходит практически 100 кв. м. Кроме того, имеются хозяйственный двор и чайный домик. И все это вместе откусывает от 30 соток чуть ли не 10 соток. И ничего с этим поделать нельзя. Кроме как умно расположить на территории по отношению к саду. Таким образом, чтобы чтобы сад не чувствовал этой потери и не ощущал больше никаких помех от людской жизни.

Собственно эта цель и преследовалась, когда все основные жилые постройки и хозяйственный двор решили расположить вдоль короткой стороны территории усадьбы, предельно приближая их к ограде и сближая их друг с другом. Если не иметь в виду тот эффект, который дизайнер достигает в отношении сада в этом случае, такая экономия пространства и явная теснота сразу при входе в усадьбу русского человека может удивить. Мы привыкли распределять наши постройки, размазывая их по территории. Японец мыслит иначе. Такому пространственному решению способствовала общая та привычкаяпонцев экономить место ввиду ограниченности территории . В Киото же большую роль в этом отношении сыграли особенности жизни в традиционном доме-матия со специфической конфигурацией его построения в виде пенала. Разница лишь в том, что вход в такой "пенал" располагался с торца, а в Мурин-ан разместили в его широкой части.

Более того, эта теснота усугубляется организацией подхода к саду еще в жилом пространства усадьбы и далее при выходе в сам сад.. Мы уже не раз сталкивались с этим обстоятельством в других садах, когда на пути к самому саду человек должен был миновать энное количество преград и поворотов. Традиционный японский сад сразу не раскрывается. Такое можно часто встретить в частности, в чайных садах, когда миновав тюмон (так называемые срединные ворота, обозначающие вход во внешниюю часть чайного сада), человек сразу натыкается на преграду – некий заборчик из бамбука или стриженной изгороди, заставляющий его повилять прежде чем он достигнет внутренней, основной части. Так же построены подходы к садам и во многих монастырях. Такой способ Нитшке, если помните, рассматривает в качестве одного из психологических способов расширения пространства сада.
Вход в сад Мурин-ан из хозяйственного двора:
http://static.panoramio.com/photos/1920x1280/74564558.jpg

Вновь привожу план участка, на этот раз с указанием месторасположения построек:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6417/1...
А также несколько фотографий этих построек:
1. Здание в западном стиле. Здесь происходили заседания штаба во главе с Яритомо
Вид из сада http://static.panoramio.com/photos/large/74567343.jpg
2. Японский дом.
Общий вид из сада
http://3.bp.blogspot.com/-rZZZXIb8z6k...
Вид от чайного домика
http://static.panoramio.com/photos/large/60284016.jpg
А это просто уникальная фотография. Такое я вижу впервые. Ее сделали, когда реставрировали дом. Вид на проем в крыше, сделанный для цубо.
http://static.panoramio.com/photos/large/60284016.jpg
Цубо, вид изнутри
dn-ak.f.st-hatena.com/images/fotolife/t/tadasuke2009/20100805/20100805164141.jpg
http://3.bp.blogspot.com/_0lcgUqOKhAM...
3. Чайный домик
http://bui.up.d.seesaa.net/bui/image/...

матрона
Москва
21.11.2012
13:30:09

7

[6]Ошиблась в ссылке:
Вид на проем в крыше, сделанный для цубо:
http://www.city.kyoto.jp/bunshi/bunka...

матрона
Москва
21.11.2012
19:12:50

8

матрона, заинтересовал цубо. Честно говоря не помню или не обращала внимания, чтобы в усадьбе, при наличии большого сада, был еще и цубо в самом центре дома. Зачем?

Элисса
Москва
21.11.2012
22:15:31

9

Элисса, Ямада Мидори на своем мастер-классе говорила, что в традиционных японских домах сад-цубо выполнял так же и роль вентиляции, может и здесь для "проветривания", или как дань традиционному дому?

pudra
СПб
21.11.2012
22:23:13

10

[8] Элисса, pudra, безусловно, права, но не нужно забывать и более общего момента. Большой сад и сад цубо вообще выполняют разные функции, и одно не заменяет другого.

takedo
Санкт-Петербург
21.11.2012
22:43:31

11

pudra, takedo, спасибо :). takedo, по цубо у меня, к сожалению, двойка :( Можно для учеников с последней парты повторить - какие функции у цубо, например, в Мурин-ан? Пожалуйста :)))

Элисса
Москва
21.11.2012
23:11:31

12

[11] Элисса, в отличие от большого сада цубо - это "укромное местечко, доступное только своим" (см. статью "сад цубо" на этом сайте).

takedo
Санкт-Петербург
22.11.2012
00:00:11

13

Для двоечников:))
http://www.websad.ru/articles.php?code=402
http://www.websad.ru/pic.php?imgname=...
[8] Элисса, мне кажется, что Вы не правы. Еще в Хэйанских дворцах так делали, правда там цубо были побольше. Но принцип тот же - и сад есть, и цубо в доме тоже есть. А вот позже , с демократизацией общества (смеюсь) там же, в Хэйане (же в Киото, думаю), цубо проник и в те городские дома-матия, где о саде не могло быть и речи, настолько мала была территория всего хозяйства.

Но все равно на цубо здесь стоит обратить внимание. Именно здесь присутствие цубо как минимум интересно, и может быть даже удивляет. И вот по какой причине.
Генерал-то заказал Огаве сделать сад открытый, светлый. Мол, не такой, к каким мы, японцы, привыкли, а такой как у них там, в Европе. Генерал был ужасно передовым, и даже с западными вкусами.
Однако при этом ему хотелось, чтобы сад был и закрытым. Во как! Он ведь три(!) раза пытался у себя построить Мурин-ан, причем с тем же названием, где основным мотивом было уединение. И все никак не получалось достигнуть того, что ему грезилось.

Последний, третий, Огавский, Мурин-ан удовлетворил его полностью. И открытый, по-западному, безо всяких там японских коннотаций и дзэнских наворотов. И закрытый - там и чайный домик в кустах, и цубо в доме, и парочка фонарей каменных японских тоже имеются.

И все это не противоречит, не гасит друг друга. Настоящий ансамбль.

матрона
Москва
22.11.2012
06:38:49

14

Элисса, а я пока сделаю небольшое отступление от Мурин-ан №3 ради того, чтобы показать Мурин-ан №2, который, напомню, не вполне устраивал генерала. Уж коль скоро мы коснулись этого вопроса.

Собственно название за этой усадьбой, которая переходила из рук в руки и в начале ХХ века оказалсь у Аритомо Ямагаты, в конце концов закрепилось другое - Такасэгава Нидзё-эн, или Сад на Второй улице, что на реке Такасэ-гава в Киото.
Оказалось, что и этот сад по просьбе генерала тоже реставрировал Огава. И он стоил того - оказывается, к нему в начале 17 века приложил руку - не поверите! - наш Кобори Энсю. Он сделал там чайный сад.

Посмотрите фотографии, они потрясающие:
Этот мостик конечно сделан Огавой, за версту видно. Он любил подобные штуки.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...

А это чайный сад, и значит Кобори Энсю:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...

Чайный домик:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...

Тёдзубати у чайного домика. Какой простой и элегантный! Любимая геометрия. И как это он здесь ничего не подстриг под этот кубик!?:))
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...

А вот это, интересно, чьё? Мне кажется, что это тоже Кобори Энсю. Рядом видна калиточка в чайный сад. Так и чудится, что эти каменюки и есть срединные ворота, ведущие во внешний родзи. Теперь от него, от Кобори этого, всего можно ожидать: ))
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...

Какая грандиозная штука! А рядом это астильба?
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...

А как вам этот фонарик?
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...

А из этого так и прет ХХ век:))
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...

И еще
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...

А эта вещь уже давно привлекает мое внимание. Что это такое, наверное, знают наши рыбоводы?
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...

Этот дом, который построил генерал, теперь сетевой ресторан, "дешевый из дорогих". Или наоборот... Японцев такое соседство не коробит.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...

матрона
Москва
22.11.2012
22:07:21

15

[14] матрона, а пень справа внизу
http://upload.wikimedia.org/wikipedia... уж не искусственный ли?

takedo
Санкт-Петербург
22.11.2012
22:37:22

16

матрона, спасибо, интересное местечко.
Здесь растет что-то из аралий, как мне кажется :)
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...

Элисса
Москва
23.11.2012
00:43:30

17

[15] takedo, ссылочка не открылась. Попробуйте еще раз послать. Очень хочется взглянуть на пень
[16] Элисса, спасибо. Надо же - аралий, похоже! какая маленькая, думала, что на Дальнем Востоке все растет очень быстро.

матрона
Москва
23.11.2012
04:26:00

18

Рыбоводы! ну что это за бамбуковое полотно в прудике?
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...

матрона
Москва
23.11.2012
04:27:31

19

Элисса, [16] местечко Мурин-ан №2 действительно интересное. И я позволила себе отойти от рассмотрения настоящего Мурин-ан не случайно, а в расчете сравнить оба случая.
Действительно, оснований для сравнения этих садов, на мой взгляд, достаточно
Оба побывали в одних и тех же творческих руках. Оба занимают одинаковую площадь - 3 тыс. кв. м. Оба были сделаны примерно в одно и то же время время.
Ну, да! в Мурин-ан №2 поработал Кобори Энсю. И вот здесь начинаются различия. Мурин-ан №2 несомненно сделан в "чисто японских" традициях. Это японский сад, основные черты которого угадываются всеми и сразу. И во многом, видимо, благодаря Кобори Энсю, портить которого ни генерал, ни садовник конечно в голове не держали.

С другой стороны - последний Мурин-ан. Сад нового стиля, сад западный, заадный в глазах японцев.
Мне хочется разобраться в основных, сущностных различиях условно говоря "чисто японского" и, если так можно выразиться, "западно-японского" подходов.
В чем собственно состоит революционность Огавы? Насколько она повлияла на дальнейшее развитие японского сада?
И еще хочется понять из такого сравнения - что же все-таки для нас японский сад? Насколько без японских МАФов и других ярко выраженных японскостей он остается в наших глазах японским?

Но для этого нам все-таки стоит рассмотреть наш Мурин-ан поподробнее, всмотреться в него...

матрона
Москва
23.11.2012
06:23:17

20

[17] матрона, это Ваша ссылка из поста 402 под строчкой "А это чайный сад, а значит Кобори Энсю". Пень с дыркой, какой-то он серый и подозрительный.

takedo
Санкт-Петербург
23.11.2012
09:26:02


Показывать по постов
Поиск по теме >>
 
В начало
 
2015
eugle: Ярко зеленый цвет листвы у древесных 34
websad: Сакура 63
JaneL: Идеи для оформления альпийской горки 14
Alexx1: "Ma" и "Fuzei" как ключ к успеху в Японском саду 63
Олеся Полякова: Альпийская горка из гипсовых блоков 18
Ирэн: Оборудование для пруда 4
tashka15: Растения для водоема 18
Катори: Ручей и труба, как оформить? 16
матрона: Приусадебный сад японского предпринимателя 96
матрона: Горный приют спящего дракона 170
takedo: Усадьбы Серебряного века. Япония 628
В начало
Энциклопедия декоративных садовых растений Каменистый садик
Рейтинг@Mail.ru
Администрирование сайта - E
Дизайн и программирование - ZX
© WEBСАД® 2006-2024. Все права защищены.
При использовании материалов
ссылка обязательна