Сэнганен - сад который Вас точно удивит и скорее всего поразит. А поражает он всех, в том числе и японских дизайнеров, которые пытаются подражать ему. В частности есть такой очень известный дизайнер 20 века, Вататаро Иваки, который считается (считался, он умер в 1988 г.) самым выдающимся японским дизайнером в наше время, который создавал сады , пользуясь идеями именно этого сада. основная дизайнерская идея - это рельеф, пересеченная местность. которая здесь создавалась искусственно. В саду много другой экзотики, специфичной именно для Кюсю, прежде всего так называемые нестандартные природные фонари, сделанные из грубых камней. Там их несколько, все заслуживают внимания.
Итак Сэнганен... https://www.flickr.com/gp/79259036@N04/LMB0Qt
Gleb, спасибо за прогулку по этому замечательному саду. Действительно, фонари впечатляют! Особенно те, что частично сделаны из грубых камней:
https://www.flickr.com/photos/79259036@N04/24792966925/in/album-72157663561554159/
https://www.flickr.com/photos/79259036@N04/24699539281/in/album-72157663561554159/
https://www.flickr.com/photos/79259036@N04/24781832416/in/album-72157663561554159/
https://www.flickr.com/photos/79259036@N04/24690451752/in/album-72157663561554159/
И водопады сделаны просто мастерски!
https://www.flickr.com/photos/79259036@N04/24795078665/in/album-72157663561554159/
Но еще больше впечатляют детали. Смотрю и думаю, смогу ли когда-нибудь сама придумать нечто подобное )) Например, вот такое оформление колодца:
https://www.flickr.com/photos/79259036@N04/24424932879/in/album-72157663561554159/
Это же колодцы?
Или такие "кашпо":
https://www.flickr.com/photos/79259036@N04/24498311180/in/album-72157663561554159/
А вот это - идея для грота матрона ))
https://www.flickr.com/photos/79259036@N04/24166094954/in/album-72157663561554159/
Возникло несколько вопросов. Что такое "обмотано" в бамбук:
https://www.flickr.com/photos/79259036@N04/24701638151/in/album-72157663561554159/
Что за камень с углублением:
https://www.flickr.com/photos/79259036@N04/24766540236/in/album-72157663561554159/
И что это такое:
https://www.flickr.com/photos/79259036@N04/24181311593/in/album-72157663561554159/
Nigma, Да, очень интересный сад, там уже второй раз были. думаю да, смотровой/дренажный колодец. В пруду камень от тедзубати очень похоже, почему его решили использовать в пруду (может из за скола?) только думаю что похож на панцирь черепахи и может это остров черепахи и есть.
А в пруду под бамбуком труба, ливневка с крыши, в других местах там тоже трубы бамбуком иногда прикрывают иногда нет, здесь видное место вот и прикрыли.
А последнее это скала и на ней надпись, что-то читал что написано но забыл, надо посмотреть.Nigma, Да, очень интересный сад, там уже второй раз были. думаю да, смотровой/дренажный колодец. В пруду камень от тедзубати очень похоже, почему его решили использовать в пруду (может из за скола?) только думаю что похож на панцирь черепахи и может это остров черепахи и есть.
А в пруду под бамбуком труба, ливневка с крыши, в других местах там тоже трубы бамбуком иногда прикрывают иногда нет, здесь видное место вот и прикрыли.
А последнее это скала и на ней надпись, что-то читал что написано но забыл, надо посмотреть.Nigma, Да, очень интересный сад, там уже второй раз были. думаю да, смотровой/дренажный колодец. В пруду камень от тедзубати очень похоже, почему его решили использовать в пруду (может из за скола?) только думаю что похож на панцирь черепахи и может это остров черепахи и есть.
А в пруду под бамбуком труба, ливневка с крыши, в других местах там тоже трубы бамбуком иногда прикрывают иногда нет, здесь видное место вот и прикрыли.
А последнее это скала и на ней надпись, что-то читал что написано но забыл, надо посмотреть.
Gleb, спасибо за открытую тему по садам Кюсю, о которых мы знаем еще очень мало. Замечательный материал! могу сказать, что он просто уникальный, так подробно этот сад еще нигде не рассматривался, глаза просто разбегаются. Я рассматривала и все время пыталась представить, в каком месте сада сейчас нахожусь.
Замечательно, что вы начали именно с этого сада. Ужасно много интересного и требующего расшифровки. Начну, пожалуй вот с этой фотографии, которая уже привлекла наше внимание и которая вбирает в себя всю основную символику этого сада: http://www.flickr.com/photos/79259036...
Лена уже сказала, что там написано Очень большой камень Сэндзинган 千尋巌. Очень редкий для японского сада артефакт, говорят, единственный в своем роде. Зато в китайских садах украшать выдающиеся места в саду каллиграфическими надписями столь большого размера это довольно обычное дело .
Наша надпись метафорична по смыслу. Если вдуматься в содержание иероглифов, то выходит что-то вроде горы над пропастью .
И это конечно не случайная метафора. Она относит нас к одной из достопримечательностей Китая, к неприступной Священной горе Хуашань. С тамошней тропой смерти мы уже знакомы;)) Грозная красота этих гор вдохновила очередного владельца усадьбы Нариоки из клана Симадзу на то, чтоб в 1814 году повторить в своем саду маленький кусочек этой грандиозной красоты: http://nasipadangtodumplings.files.wo... http://upload.wikimedia.org/wikipedia...
Чтоб получить такой вид, скалу вручную вырубали почти 4 тысячи человек, стоя на лесах, сделанных из огромных криптомерий и бамбука в течение более трех месяцев.
Не подумайте, что мы забыли об острове Кюсю и о самых интересных садах этих мест, принадлежащих клану Симадзу. В прошлый раз мы начали с сада Сэнган-эн.
Конечно я рассчитывала на бОльшую активность Глеба, автора темы, который вдобавок посетил эти места не в первый раз. Но уж что есть, то есть. Придется всех тормошить опять мне, хотя мне это в чем-то гораздо труднее делать, чем тому же Глебу.
Чтобы все могли вспомнить и вернуться к начатому разговору, приведу совершенно замечательную фотографию с уже известной нам скалой Сэндзинган 千尋巌, о ней мы говорили в прошлый раз. На фото видно, насколько живописно она нависает над главным домом усадьбы, насколько Симадзу удачно разместили ее именно здесь, чтоб показать, видимо, значение как для усадьбы в целом, так и для сада. И я порадовалась, что мы начали обзор усадьбы именно с нее: http://img-fotki.yandex.ru/get/54004/...
Этот дом находится очень близко от центрального входа в усадьбу, с него собственно начинается и ее обзор во время экскурсии по усадьбе.
Это скрин-шот с видео. Кому интересно, на нем можно привязаться именно к этому месту: http://youtu.be/GR_hcdxnoAI?t=365
Но советую посмотреть ролик целиком, потому что хороших видеоматериалов об этом саде, как мне показалось, не так уж много.
И еще мне кажется, что очень полезно понимать, где именно тот или иной объект находится на этой карте-схеме. Скалу найдем под номером 42: http://img-fotki.yandex.ru/get/28072/...
Centurion, это не совсем "отпугиватель оленей", а наоборот когда Дайме путешествовал в диких западных странах (Польше) то увидел вот такое устройство, что-то для обработки зерновых. И соорудил такой же у себя. Это в музее что недалеко от сада мы узнали.
Gleb, спасибо... А я подумал, что это сисиодоси. Но мне такой вариант даже больше нравится, звук тоже могучий получается... только, наверно, с ума можно сойти будет от него, ну или на ночь "отключать" :)
Да, действительно мощное устройство! )))
А меня очень заинтересовали маленькие водоемы в этом саду. До сих пор я была уверена, что маленькие пруды делать на участке не стоит, что они смотрятся как лужи. Особенно в японских садах. И вдруг вот это:
Nigma, они оба в едином водном комплексе с внутренним водоемом.
https://www.flickr.com/photos/79259036@N04/16403871811/in/album-72157650157638939/
https://www.flickr.com/photos/79259036@N04/16405629955/in/album-72157650157638939/
там не разрешалось фотографировать, потому снимки с рук наобум, что-то попало в кадр.
Эта штука называется саконтаро (迫ン太郎 или 左近太郎), что-то вроде упорный Иван (Таро - это очень распространенное японское имя, обычно простолюдина, наподобие нашего Ивана). Это старинный японский механизм для очистки риса, который использовал силу текущей воды, часто делался при мельницах. http://www.kohmyoh.sakura.ne.jp/imgkyusyu/1014.jpg
На карте-схеме усадьбы его можно найти под номером 37: http://www.senganen.jp/map/
Centurion, принцип его действия не только действительно точно такой же, как и у сиси-одоси, но и его описание всегда отсылается к образу этой садовой игрушки. К настоящему времени в Японии этот механизм сохранился лучше всего именно в этой усадьбе, однако существует он далеко на только там.
[9] Gleb, поэтому удивляет ваша информация о том, что в Сэнгане будто переняли эту с позволения сказать технологию из Польши. Это вряд ли.
Другое дело, что в эти времена появляется действительно более современные механизмы, которые продолжали называться тем же именем саконтаро. Выглядело это несколько иначе: http://blogimg.goo.ne.jp/user_image/5... http://blog.goo.ne.jp/hararan1122/e/1...
Хотя и в данном случае я сомневаюсь, что японцы не могли додуматься до этого варианта самостоятельно.
Gleb , сейчас пришло на ум: японцы часто очень невнятно для нашего уха произносят некоторые звуки. В японском исполнении Голландия звучит как Хорандо, а Польша - очень похоже Порандо. Однажды сама была свидетельницей того, как в результате такой невнятицы участники разговора о Голландии были уверены, что речь шла о Польше.
Может быть и в нашем случае (я имею в виду механизм саконтаро [13]) произошло то же самое и имелась в виду не Польша, а Голландия, которая в 17 веке, как мы знаем, в техническом отношении считалась самой передовой страной? Уж точно не сравнить с Польшей того времени.
Предполагаю, что дело тут в именно в подобной путанице.
Но в любом случае что-то меня берут сомнения относительно иностранного происхождения этого механизма: ведь родство саконтаро с сугубо японским приспособлением сиси-одоси совершенно очевидно.
матрона, При саде есть музей где на правильном английском и с фото этого устройства четко указано - Польша. Сам удивляюсь с чего это знатному дайте в Польше так приглянулось, наверно раз уж добрался до Европы то надо все осмотреть, но возможно что торговые связи оттуда. Когда служил 87/89, под Вроцловом в саду у панов на хозработах, весьма похожим большим устройством только не от воды а что-то типа рычага то ли яблоки то ли ягоды какие-то там отжимали, тогда конечно внимание было на дочке пана, а не всякие там дробилки :)
Предлагаю посетить город Кусу-мати, преф. Оита Кюсю, а точнее весьма интересный сад Кю Курусима Тэйэн. Сад был построен в 1837 году на территории синтоистского святилища Мисима 三島神社(末広神社) Курусимой Митихиро 久留島通嘉 (1767-1846).
Святилище же находилось на территории дзинъя Курусима.
Сад занимает огромную территорию и состоит из трех частей, которые будучи соединены между собой общей тропой представляют сад прогулочного типа (кайюсики). Не секрет что я питаю особую слабость к этим садам, меня привлекает в прогулочных садах непрерывная смена динамики его сцен, характера, и в то же время есть возможность медитативного созерцания, вдумчивого восприятия, в определенных его уголках. Таким и является сад Кю Курусима.
Основной сад, расположенный при бывшем господском доме хансю готэн 藩主御殿 . Дома давно не существует и сейчас там большая поляна у пруда с видом на гору-плато Огатсен- дзан 大岩扇山.
Зато сад шикарный! Митихиро чувствуется не пожалел денег. Он был восьмым потомком в семье Курусима, владевшей этой землей, которая во времена Эдо была превращена в административный центр дзинЪя. Вокруг него образовалось поселение Кусу-мати.
Интересно было посмотреть на пруд со стороны бывшего дома. И вообще что там вокруг него. Поскольку сад был задуман как прогулочный и охватывает еще две части, то это неплохо просматривалось на местности, еще и благодаря зимнему сезону, прозрачным деревьям и отличной солнечной погоде.
Однако имейте в виду, что хоть эта часть сада весьма интересна и важна, все самое интересное находится все-таки не здесь. Мы оставили время и на вторую часть, ту, что с чайным домиком, где имеется чайный домик Сэйхоро「栖鳳楼」(Убежище феникса)редкой двухэтажной архитектуры стиля рокаку.
Здесь по ссылке более 200 фото, так что можно рассмотреть подробно.
https://www.flickr.com/photos/79259036@N04/albums/72157664286646376
Gleb, замечательный репортаж! Спасибо! Как Вы так делаете, что вокруг никого, "все свои"? А что это за месяц? И еще о деталях: там, на одной фотографии, видимо, на продажу выставлены "фонари". Как Вы для себя понимаете, прямоугольные отверстия - это входы, а округлые - выходы? Или прямоугольные - это мужское начало, а округлые - женское? Такова же игра этих символов во входах и выходах в сады и из садов.
Va_, Рад что заинтересовали фотографии. Этот город, сад, посещали в начале января прошлого года. Вот маршрут от станции Bungo-Mori https://www.google.ru/maps/dir/〒879-4404+Oita+Prefecture,+Kusu+District,+Kusu,+Mori,+882−3-2+879+4404+3+末廣神社栖鳳楼/Bungo-Mori+Station,+Kusu,+Oita,+Japan/@33.2931656,131.1472247,2692m/data=!3m2!1e3!4b1!4m14!4m13!1m5!1m1!1s0x35414fcc4fe52719:0xec7477c48f5be289!2m2!1d131.1570857!2d33.3033781!1m5!1m1!1s0x35414fa9588771e7:0x488e7a0158914768!2m2!1d131.1551271!2d33.2828883!3e2 мы приехали рано утром и даже разбудили монаха как мне кажется он только проснулся :) посетители были это двое поломников старшего возраста и трое школьников младшей школы, они запускали маленький квадрокоптер на поляне на месте бывшего дома. Ребятишек я сфотографировал,https://www.flickr.com/photos/79259036@N04/24817020536/in/album-72157664286646376/ а паломников не стал, только поздоровались и что-то про красивый рассвет обсудили. Они показали куда прикрепить записочку местным богам https://www.flickr.com/photos/79259036@N04/24213166464/in/album-72157664286646376/. После исследования сада, пошли пешком до станции, погода хорошая но на солнце жарковато уже было, по пути встретил площадку с фонорями буддами кошками, пагодами, как я понял это работы для продажи в основном для кладбищ https://www.flickr.com/photos/79259036@N04/24833796721/in/album-72157662161558153/ , там никого не было, вход ничем не закрыт, пофотографировал и продолжили путь к станции.
[16] [17] в связи с усадьбой Курусимы Митихиро у меня имеются кое-какие соображения, касающиеся мужского начала. Увы, по поводу женского пока порадовать нечем. А вот мужское начало конечно связано с чайным домиком в стиле рокаку и его загадочным названием Сэйхоро 栖鳳楼 УБЕЖИЩЕ ФЕНИКСА .
Итак, вот мой удивительный сказ в трех тезисах о чайном домике в стиле рокаку.
Тезис первый. Статус.
Хотя в своем дословном, так сказать, светском, переводе рокаку 楼閣 означает просто многоэтажную постройку, изначально соответствующая ему архитектура, относилась к дворцовому, а также замковому стилю. Более того, если говорить о дворцовой архитектуре, то ее статус обязательно подчеркивался присутствием мифического феникса, мужского знака верховной власти. Понятно, что по причине своего статуса дворец рокаку (в том числе в виде чайного домика) не являлся в садовом искусстве рядовым событием. Такое сооружение могло возникнуть исключительно в саду императорского (или сёгунского) происхождения.
Так, например, одно из первых известных сооружений подобного рода появилось в императорском саду То-ин 東院庭園 в Наре еще в начало 8 века: http://upload.wikimedia.org/wikipedia...
Известный Золотой дворец Кинкаку-дзи 金閣寺, который был построен сегуном Асикагой Ёсимицу в конце 14 века, тоже сделан в стиле рокаку: http://upload.wikimedia.org/wikipedia...
Серебряный дворец Гинкаку-дзи 銀閣寺, построенный в конце 15 века сёгуном Асикагой Ёсимасой, также свидетельствовал об исключительном статусе сада: http://voyagejapan.com/files/core/414_image.jpg
Наконец, дворцовый мост Тайхэй-каку 泰平閣 был построен в мемориальном комплексе Хэйан Дзингу в конце 19 века в Киото в честь восстановления в Японии императорской власти: http://www.guihuayun.com/getimg.php?u...
Тезис второй. Потеря статуса.
Однако начиная примерно с 17 века стиль рокаку входит-таки в моду и появляется в японских садах рядовой аристократии, в том числе в форме чайных домиков, которые больше напоминали прежние дворцы для развлечений.
Мы знакомы с целым рядом таких случаев применения подобной чайной архитектуры в садах аристократии. Надо подчеркнуть, однако, что, во-первых, эти случаи были все же довольно редки. Даже в Киото, например, их можно было пересчитать по пальцам. И главное - все эти чайные дворцы 17 века уже не носили присущего им в прошлом знака высшей власти - изображения мифического феникса.
Самая известная постройка в Киото в этом роде это конечно чайный павильон Хиункаку 飛雲閣, который появился в начале 17 века в монастыре Ниси-Хонгандзи, мы уже много о нем говорили: http://artserve.anu.edu.au/htdocs/byc...
Другой пример тоже из Киото - Донкокаку 呑湖閣, произведение Кобори Энсю в монастыре Дайтоку-дзи: http://userdisk.webry.biglobe.ne.jp/0...
Наконец, в саду Санкэй в Йокогаме есть хорошо известный нам двухэтажный чайный домик Тёсюкаку 聴秋閣: http://upload.wikimedia.org/wikipedia...
Тезис третий. Имитация несуществующего статуса.
Появление чайного домика в стиле рокаку, имеющего императорское название не где-нибудь, а в глухой провинции, да еще в усадьбе, принадлежавшей клану средней руки, во главе которого в момент создания сада стоял ничем не отмеченный в истории страны человек, - дело удивительное, прямо скажем, загадочное.
Единственным в моих глазах объяснением этому факту может служить время создания сада. В середине 19 века страна дышала предвкушением смены власти, и именно в такой провинции, как остров Кюсю, с которого всегда в Японии начиналась всякая смута, назревало то самое восстание против сёгуната Токугавы, которое в скором времени привело к реставрации власти императора.
... впрочем эту загадку можно окончательно прояснить, только побывав на месте. Может быть Глеб в следующую свою поездку в эти места и сделает это...
[19] матрона, вспоминается ещё один феникс, залетевший в 1909 году в усадьбы бизнесмена Фудзита Котаро (Символизм японского сада, пост 15). Может, по молодости :)
[19] матрона, просто исчерпывающе!!! Да еще и прямо-таки в диалектической традиции немецкой классической философии: тезис-антитезис-синтез. Восхитительно!
Но мой вопрос Gleb, в [17] чуть проще, возможно, нежели различение стилевого своеобразия архитектуры. Я немного почитал про родовую семантику в японском и китайском языке, и чтобы снять свой многолетний вопрос о символике формы ворот на входе и выходе в сад (я уже по два круга всех тут на ветке форума допрашивал, но точного ответа не получил), спросил про торо. Прямоугольная форма в нем, вход, на мой взгляд, - мужское начало, а округлая - выход, женская. В равной степени этот внутренний код имел бы отношение ко всему кругу объектов сада, в частности, калиткам, фрагментам мостиков, орнаментам и др. В такой постановке, согласитесь, сразу открывается и фиксируется некий важный смысл, присутствующий в индийской и китайской традиции садов: сад как порождение жизни.
Мне, кстати, покоя не дает ваша замечательная дискуссия про "металл". Возможно, удачный перевод получился бы при смене рода объекта поэтического слога? Но это так, совсем гипотеза.
[21] Va_, мы были бы счастлива находить ответы на все вопросы, которые возникают в связи с японскими садами. И там, где для этого появляются условия, мы пытаемся делать все от нас зависящее. Но наши возможности настолько малы, что даже на то, чтобы выяснить иногда самые простые вещи, у нас не хватает ни сил, ни, увы, знаний.
Может быть причина того, что вы не можете получить ответы на свои вопросы, заключается именно в этом.
А может быть в том, как вы сами задаете свои вопросы?
takedo, [20] меня давно уже волнует вопрос о фениксе на этой буддийской беседке. И хотя по фениксу связь между садом Ракусуй тэйэн и нашим теперешним садом имеется, но, увы, по стилю беседок они расходятся в разные стороны. В настоящее время я как раз пытаюсь проследить связь различных малых архитектурных форм в ЯС между собой и прихожу к выводу, что разные их формы как минимум надо исследовать сначала по отдельности в пределах собственной группы. А уж потом сравнивать между собой, искать и понимать различия в функциях и в роли в японском саду.
[21] Va_, понимаю, что Вас, как специалиста, больше всего интересует символическое значение объектов. Но если говорить о саде, как порождении жизни, то, боюсь, придётся копать глубже. Чтобы совсем не закопаться, хочу обратить внимание на один из аспектов этого "порождения", как мне кажется, более глубинный, чем символические значения - эмоциональное, чувственное восприятие формы: горизонталь, вертикаль, диагональ, зигзаг, круг, квадрат, треугольник. Мне кажется, было бы интересно проследить использование круга и прямоугольника в малых архитектурных формах садов ещё и с этой точки зрения. В частности, использование этих геометрических форм в воротах Китая и Японии. Представляется, что форма круга в Китае используется чаще, чем в Японии, хотя и не берусь утверждать. Интересно, чем обусловлено использование в этих странах круга или прямоугольника для ворот, окон и т. п.. Только ли символикой?